Местные жители знают: на въезде в Бишкек можно договориться о любви по сходной цене.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Киргизия может стать первой мусульманской страной, в которой будет легализована проституция. Во всяком случае, эту идею наряду с рядом неправительственных организаций инициируют и поддерживают депутаты и члены правительства.
«Киргизия – страна небогатая, а тут бизнес, через который проходят миллионы долларов┘ и все мимо бюджета», – отмечают сторонники легализации секс-услуг. Точное количество работающих на панели работниц и работников коммерческого секса Киргизии назвать не сможет никто. Однако ясно, что речь идет как минимум о нескольких тысячах человек. Людей, работающих «по призванию», среди проституток мало, основная их часть вышла на панель, потеряв другие возможности заработать. Киргизские гетеры – это главным образом девушки 19–24 лет из малоимущих семей. Впрочем, есть и исключения – подработки ради на перекрестки выходят студентки, менеджеры, фотомодели. «Снять» девочку или мальчика можно как в нескольких местах на улицах города, так и в саунах, клубах, некоторых гостиницах. Выбор широкий, и цены по российским меркам небольшие – от 250 рублей до нескольких сот долларов за ночь. Такие тарифы привлекают: в Бишкек за удовольствиями едут граждане соседнего Казахстана.
Проститутки практически бесправны, говорят правозащитники и приводят аргументы: их обирают сутенеры, милиционеры, могут избить клиенты. Выходом способна стать легализация. Ее плюсы: продажа патентов, профсоюз, регулярное медобследование, трудовая книжка и пенсия, защита со стороны государства и толерантное отношение общества. Особо подчеркивается, что придание отрасли удовольствий узаконенного статуса позволит уменьшить темпы распространения венерических заболеваний и ВИЧ в республике. Тем более что на 1 апреля в республике зарегистрировано 1584 ВИЧ-инфицированных, из них четверть заразились половым путем.
Как отметила в интервью «НГ» депутат республиканского парламента Галина Куликова, «проституция в Киргизии была, есть и будет. Давайте смотреть на нее, раз уж никому в мире не удалось ее искоренить, как на один из видов бизнеса. Как ни крути, это тоже профессия, причем древнейшая».
Как только тема проституции была поднята, у идеи легализации тут же появились противники – помимо простых граждан «нет» проституции в законе сказали представители ряда религиозных конфессий, общественные деятели, некоторые эксперты. Они отметили ряд серьезных минусов легализации «платной любви».
Как сказал бывший омбудсмен Киргизии Турсунбек Акун, «Киргизия – мусульманское государство, ислам здесь является господствующей религией, общество не готово к подобному, если проституция будет легализована, верующие люди будут оскорблены». Немаловажно и то, что в легализации проституции не заинтересованы серьезные люди, «крышующие» «ночных бабочек».
Наряду с идеей легализации проституции в Киргизии уже в очередной раз предложили узаконить многоженство. Инициатива, так же как и в первом случае, исходит от депутатов парламента. Но если проституция – проблема малообеспеченных семей, то по несколько жен имеют чаще всего люди состоятельные. Аргументы легализации многоженства практически те же: «многоженство есть, оно не наносит вреда, так давайте его узаконим».
Что симптоматично, в поддержку обеих идей выступают весьма влиятельные люди, в том числе, к примеру, министр юстиции Марат Кайыпов, председатель Бишкекского городского суда Марат Султанов, директор Института свобод и прав человека Топчубек Тургуналиев. Сами они, по официальной информации, услугами «ночных бабочек» не пользуются и имеют лишь одну жену.
Бишкек