В Сухуми надеются восстановить разрушенный во время конфликта морской порт с помощью России.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
«В случае попыток с грузинской стороны силой установить контроль над Абхазией, добровольцы вновь придут на помощь братскому народу». Об этом говорится в итоговой резолюции экстренного съезда ветеранов-добровольцев абхазской войны, который прошел в Черкесске в минувшую субботу. Эксперты связывают съезд бывших командиров северокавказских добровольческих батальонов с осложнением обстановки вокруг Абхазии и угрозами Тбилиси изгнать оттуда российских миротворцев.
На съезде принято решение создать единую структуру ветеранов абхазской войны из Абхазии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Готовность вступить в организацию выразили представители Донского и Терско-Гребенского казачества, участники войны в Южной Осетии. Идею создания организации, по словам одного из инициаторов съезда Заура Борова, поддержали президент Южной Осетии Эдуард Кокойты и парламентарии Северной Осетии. На съезде были оглашены приветствия первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы и действующего президента Сергея Багапша. Багапш в послании пообещал решить вопрос с выплатой пособий семьям погибших добровольцев.
«Ардзинба высоко оценил вклад добровольцев из республик Северного Кавказа в победу над войсками Грузии, – заявил в «НГ» экс-президент Конфедерации народов Кавказа (КНК) Муса Шанибов, получивший ранение на абхазской войне. – Он заявил: если Абхазия не была уничтожена, то в этом заслуга конфедерации. «Организованных» добровольцев было тогда около пяти–семи тысяч, но помимо них были ребята, которые пробирались на войну самостоятельно. Командовал этими формированиями Шамиль Басаев, тогда он был в дружбе и с Генштабом Российской армии, и со спецслужбами».
В Абхазии с войсками Тбилиси сражались представители 23 народов. Добровольцы были организованы в регулярные батальоны по национальному признаку. По мнению участников событий, лучше всех в бою проявили себя чеченский и кабардинский батальоны. Чеченцев, по данным Шанибова, погибло на той войне более 170 человек, кабардинцев – 68. Всего добровольцы потеряли 300–400 человек.
С 1996 года, по словам Шанибова, КНК приостановила работу. Хотя формально организация не распущена и юридически существует. Во внутрироссийскую политику организация предпочитает не вмешиваться. Она, например, никак не проявила себя во время чеченской войны. Участники съезда в Черкесске особым пунктом устава новой общественной организации ветеранов-добровольцев отечественной войны народа Абхазии 1992–1993 годов внесли невмешательство в политическую жизнь российских регионов. По словам бывшего командира кабардинского батальона Ибрагима Яганова, это связано с тем, что имели место многочисленные попытки втягивать комбатантские сообщества в разного рода политические игры. Так что новая организация явно предназначена для внешнего, а не для внутреннего употребления.
Съезд также выразил готовность укреплять «культурные и экономические связи Юга России с Абхазией». А также оказывать помощь федеральным и местным властям в пресечении терроризма, религиозного, политического и национального экстремизма и в предотвращении конфликтов на национальной и религиозной почве.
По словам одного из участников съезда – Анзора Глоова, необходимость объединения разрозненных комбатантских организаций назрела давно. «Однако толчком к форсированию вопроса консолидации ветеранов Северного Кавказа и Абхазии послужили последние действия Грузии в зоне конфликта. Если у Грузии есть друзья на Западе, то и у Абхазии есть друзья, и пришло время им объединяться и создать единый координационный центр», – заявил бывший полевой командир в своем выступлении.
Съезд выразил полную поддержку недавнему решению Москвы об установлении официальных связей с Абхазией и призвал руководство РФ ускорить процесс признания независимости Абхазии.