Сегодня завершает визит в Азербайджан премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас. В Баку он принял участие в бизнес-форуме азербайджанских предпринимателей и призвал их активно вкладывать инвестиции в экономику своей страны. Одной из главных тем переговоров главы литовского кабинета министров с азербайджанскими руководителями стал проект нового нефтепровода Баку–Тбилиси–Одесса–Броды–Плоцк–Гданьск.
Программа визита главы литовского правительства была насыщенной. Прибыв в Баку в понедельник во второй половине дня в сопровождении делегации, большую часть которой составляли представители бизнес-элиты Литвы, Гедиминас Киркилас встретился один на один со своим азербайджанским коллегой Артуром Расизаде. Затем состоялись переговоры в расширенном составе, которые завершились подписанием нескольких соглашений в сфере торгово-экономического сотрудничества, железнодорожного транспорта и международной транспортировки комбинированных грузов.
В тот же день литовского премьера принял президент Ильхам Алиев, а вечером в его честь в Азербайджанской государственной филармонии имени Муслима Магомаева состоялся концерт, организованный посольством Литвы.
Следует отметить, что в последние годы интерес Литвы к Азербайджану заметно возрос. В его основе – экономические аргументы. Накануне визита Гедиминас Киркилас раскрыл журналистам некоторые аспекты перспектив развития двусторонних отношений. «Высокий экономический темп, достигнутый в Азербайджане, очень привлекателен для наших инвесторов. То же самое можно сказать о Литве. Я хотел бы пригласить бизнесменов Азербайджана вкладывать более активно капитал в нашу страну. Литва может служить воротами для бизнеса Азербайджана на широкие европейские рынки», – сказал премьер-министр Литвы. При этом он подчеркнул потребность Вильнюса в углеводородах, одну из кладовых которых представляет собой Каспий.
«Литва заинтересована в том, чтобы проект строительства трубопровода Одесса–Броды–Плоцк–Гданьск, по которому каспийская нефть будет транспортироваться в Центральную Европу, был завершен как можно скорее. Это был бы первый трубопровод, который непосредственно соединит регионы Каспийского и Черного морей с ЕС. Завершение его строительства даст возможность Литве получить альтернативные источники для обеспечения страны нефтепродуктами», – признался Гедиминас Киркилас.
По мнению местных аналитиков, официальный Вильнюс, стремясь уйти от зависимости в российских поставках, не только лоббирует реализацию этого проекта, но и намерен активизировать свое участие в нем. Поэтому в прошлом году государственная компания Klaipedos nafta вместе с Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР), Грузинской нефтегазовой корпорацией (ГНК), а также «Укртранснафтой» и польской PERN вошла в совместное международное трубопроводное объединение Sarmatia. Политическое решение о создании этой компании, которая занята подготовкой технико-экономического обоснования (ТЭО) нефтяного маршрута Баку–Тбилиси–Одесса–Броды–Плоцк–Гданьск, было принято в октябре прошлого года на вильнюсском энергетическом саммите руководителями Азербайджана, Грузии, Украины, Польши и Литвы. Как заявил тогда «НГ» глава «Сарматии» и заместитель председателя польской компании Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych Przyjazn S.A. (PERN) Мартин Ястржембский, уставный фонд компании увеличен до 7 млн. польских злотых, что составляет примерно 2 млн. евро. В новой компании AB Klaipedos nafta принадлежит 1% акций, а остальные поровну (24,75%) распределены между ГНКАР, ГНК, «Укртранснафтой» и PERN.
Однако после утверждения ТЭО проекта доли участников компаний, по всей видимости, будут изменены. Во всяком случае, литовская сторона намерена увеличить свою долю до 20%. Азербайджанские эксперты утверждают, что именно этот аспект сотрудничества стал одной из главных тем, обсужденных литовским премьером в Баку.
Баку