Тбилиси сдержанно оценивает заявление президента России Владимира Путина о необходимости нормализации отношений с Грузией, сделанное им в минувшую пятницу. В числе мероприятий, к осуществлению которых может приступить Москва, – снятие визовых ограничений, начало консультаций по отмене торгового эмбарго, восстановление автомобильного сообщения через КПП «Верхний Ларс».
Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе усомнилась в искренности намерений российского руководства. «Отношения с Россией не могут быть нормальными за счет ущемления наших национальных интересов, нашего суверенитета», – заявила она журналистам, имея в виду распоряжение президента РФ правительству о разработке мер по оказанию предметной помощи населению Абхазии и Южной Осетии.
Эксперт по экономическим вопросам Нико Оравелашвили сказал «НГ», что решение российских властей отказаться от торгового эмбарго и упростить визовый режим можно было бы приветствовать, если бы не контекст его принятия. «Сейчас оно расценивается как некое утешение за наши территории. Причем после продолжительной паузы в торговле не такой уж это и большой подарок», – считает он. По его мнению, последние действия Москвы, как в отношении Тбилиси, так и в отношении Сухуми и Цхинвали, свидетельствуют о новой линии в грузинском направлении. «Что стоит за этим, сказать сложно, потому что заявлениям Саакашвили по этой теме верить трудно, и непонятно, какую новую игру он затеял с Россией и с собственным народом», – сказал Оравелашвили «НГ».
Руководитель Южнокавказского института региональной безопасности Александр Русецкий в свою очередь расценивает происходящее как результат совместной работы Тбилиси и Москвы на дипломатическом уровне. «Не стоит рассматривать отказ от торгового эмбарго, помощь Абхазии и Южной Осетии, восстановление транспортных связей, стремление Грузии войти в НАТО и т.д. отдельно друг от друга. Это звенья одной цепи. Идут одновременно два процесса: налаживание отношений с одной стороны, и эскалация напряженности вокруг Сухуми и Цхинвали – с другой», – заявил Русецкий «НГ».
По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, «у Москвы появилась стратегия в отношениях Тбилиси». Он не исключает того, что действия российской стороны стали результатом закулисных договоренностей между Путиным и Саакашвили: не случайно реакция грузинского лидера на планы Москвы по неподконтрольным автономиям в целом была сдержанной. «Россия демонстрирует намерение улучшить отношения. При этом она не отходит от принципиальной позиции по вопросу вступления Грузии в НАТО, в отношении Абхазии и Южной Осетии», – сказал «НГ» Алексей Малашенко, назвав новую политику Москвы «двулинейной».
Довольно умерены в оценках и грузинские производители, в первую очередь заинтересованные в возвращении на российский рынок. В ведущей компании по производству «Боржоми» Georgian Glass & Mineral Water до достижения конкретных результатов комментариев не дают. А председатель Союза производителей вин Грузии Леван Коберидзе сообщил, что переговоры с Роспотребнадзором находятся в рабочем режиме. Он сказал, что за время эмбарго прямые убытки виноделов составили около 100 млн. долл. Примерно в такую же сумму он оценивает убытки российских дистрибуторов. «При успешном завершении переговоров наша продукция вернется на российские прилавки максимум в течение трех месяцев», – сказал «НГ» Леван Коберидзе. По его признанию, Грузии не удалось компенсировать потерю российского рынка, но были найдены новые – например, пять компаний экспортируют свои вина «не куда-нибудь, а во Францию». К слову, в возобновлении поставок Тбилиси отстал от Сухуми – в ряде московских магазинов появились абхазские вина «Лыхны» и «Псоу».