Германия готова оказать помощь Таджикистану в решении проблем в сфере гидроэнергетики и взять под контроль таджикскую границу с Афганистаном. Об этом по итогам трехдневного визита в Душанбе заявил глава немецкой делегации, государственный министр Министерства иностранных дел Германии Гернот Эрлер. Разработка Берлином таджикистанского направления полностью соответствует энергетической политике Евросоюза в Центральной Азии.
Германия определила четыре направления для развития сотрудничества с Таджикистаном в рамках Стратегии Евросоюза по Центральной Азии. На брифинге в Душанбе Гернот Эрлер их обозначил: построение правового государства в Таджикистане, улучшение образовательной системы, водно-энергетическое сотрудничество в региональном масштабе. «Но самый выдающийся для нас проект – мы его называем маяком – это усиленное сотрудничество с Таджикистаном в контроле на границах и борьбе с нелегальным оборотом наркотиков», – заявил германский министр.
Пресс-секретарь государственного министра Министерства иностранных дел Германии Дирк Завитский сказал «НГ», что в Душанбе поддержали предложение Берлина основать двустороннюю межгосударственную комиссию по координации водоснабжения в Центральной Азии (ICWC), а также Академию водной промышленности и региональных центров обучения и исследований. По словам пресс-секретаря, была достигнута договоренность об обмене информации о новейших технических достижениях в области строительства гидроэлектростанций и оросительных систем.
Интерес Евросоюза и Германии к Таджикистану не случаен. «Несмотря на то что Таджикистан не обладает нефтегазовым потенциалом, как соседние страны, он находится в сфере интересов Евросоюза», – отметил «НГ» независимый эксперт по Таджикистану Рашид Гани Абдулло. Если прежде центральноазиатские страны стучались в закрытую дверь Европы, то теперь, полагает эксперт, в силу изменившейся ситуации в мире Европа сама интенсифицирует контакты с Центральной Азией. «Это означает, что у стран региона появилась возможность маневра, а также торга лучших для себя условий. Правда, в первую очередь это касается государств, обладающих значительными нефтегазовыми ресурсами», – сказал Абдулло. В качестве примера эксперт привел Узбекистан, который смог реанимировать сотрудничество с ЕС, несмотря на то что в отношении Ташкента еще недавно действовали ограничительные санкции со стороны Европы из-за андижанских событий 2005 года. «Нуждающаяся в ресурсах Европа признала «неправомерность» своих действий в отношении Узбекистана», – заметил эксперт.
Что же касается Таджикистана, то, как отметил он, налицо стандартный набор проектов: гидроэнергетика, разведка нефтегазовых месторождений, горнодобывающая отрасль. На территории Таджикистана около 30 золотых месторождений, запасы которых, по некоторым данным, превышают 400 тонн. При этом сейчас Таджикистан добывает немногим более двух тонн золота в год. Остается неразработанным крупнейшее в мире месторождение серебра Большой Канимансур: подтвержденные запасы составляют 39,7 тыс. тонн, а общие – 56,7 тыс. тонн. Нефти и газа в Таджикистане немного. На юге республики находятся два перспективных месторождения Ренган и Саргазон, суммарный объем которых предположительно составляет 75 млрд. кубометров. Их разработкой с прошлого года занимается российский «Газпром». Два других – западный Шамбары и Сарикамыш – ожидают своего часа. Они вполне способны заинтересовать серьезные компании Старого Света.
«Проблема европейцев в том, что они очень долго присматриваются. Поэтому в вопросах сотрудничества Таджикистан пока отдает предпочтение России, Казахстану и Китаю», – сказал «НГ» Рашид Гани Абдулло. Германская сторона признает, что, несмотря на давние хорошие политические германо-таджикские отношения, им все-таки не хватает экономической составляющей. Поэтому на сей раз в немецкую делегацию была включена группа руководителей отраслевых ведомств. После посещения Нурекской ГЭС министр Гернот Эрлер сообщил, что Германия намерена инвестировать средства в модернизацию станции и строительство новых малых гидроэлектростанций.
Душанбе также надеется подключить Берлин к решению одной из самых острых проблем региона – водной.
Берлин