Российский флот сложностей в Украине пока не испытывает.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Украинский МИД вчера сообщил подробности встречи глав внешнеполитических ведомств Украины и России, которая накануне состоялась в российской столице. Как сообщили «НГ» в пресс-службе Министерства иностранных дел Украины, глава этого ведомства Владимир Огрызко вручил Сергею Лаврову меморандум, касающийся сроков вывода Черноморского флота РФ из Севастополя. По мнению экспертов, этим шагом Киев дал понять Москве, что у России нет никаких шансов сохранить в Крыму военную базу после 28 мая 2017 года.
О том, что на встрече министрам не удалось обойти острые углы, стало известно на следующий день, причем не в Москве, где Лавров и Огрызко проводили переговоры, а в Киеве. МИД Украины распространил сообщение, которым известил общественность обеих стран о том, что украинская сторона в лице Огрызко передала российской стороне в лице Лаврова меморандум, в котором четко обозначены этапы и порядок вывода до 28 мая 2017 года «войсковых формирований Черноморского флота Российской Федерации с мест его временной дислокации на территории Украины». Украина представила России конкретный график эвакуации со своей территории российских кораблей вместе с моряками, которых вчера на пикетировании штаба ЧФ в Севастополе украинские националисты в очередной раз назвали оккупантами. В МИД обеих стран «НГ» отказались подробнее рассказать о содержании документа, сославшись на то, что он «в работе», изучается российской стороной. По сути, это проект, которой может быть подписан после согласования.
Сегодня, как заверил «НГ» вице-губернатор Севастополя Владимир Казарин, российскому флоту не чинятся никакие препятствия для выполнения стоящих перед ним задач. Корабли выходят и возвращаются в бухту беспрепятственно. И этих препятствий, по мнению Казарина, не возникнет и в дальнейшем. По словам вице-губернатора, президент Украины обещал, что Черноморский флот простоит здесь столько, сколько предусматривается межгосударственным соглашением, раньше 2017 года его из Крыма никто выталкивать не будет. А дальше – как договорятся Москва и Киев.
Глава комитета Верховной Рады по социальной политике и труду Василий Хара утверждает, что, передав меморандум по выводу флота в МИД РФ, триумвират – президент Виктор Ющенко, спикер парламента Арсений Яценюк и премьер Юлия Тимошенко демонстрируют Москве неизменность курса украинской власти на интеграцию в НАТО. Украинский депутат сказал «НГ»: «Руководство Украины считает, что страна уже определилась с интеграционным выбором, и надеется, что Украину и без ПДЧ (Программа по присоединению к членству в альянсе. – «НГ».) примут в НАТО. Сегодня для этого зачищается правовое и информационное поле».
«Украинская власть сжигает мосты», – заметил «НГ» директор украинского Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. При этом он отметил логику предпринимаемых МИД Украины шагов: «В НАТО с чужим флотом не возьмут. Чтобы это все же состоялось, Киеву требуются безусловные гарантии, которые он предъявит альянсу в доказательство того, что у России не будет перспективы оставаться хозяином Севастопольской бухты после 2017 года». Но, по мнению эксперта, наведя порядок в собственной черноморской акватории, Украина постарается отстоять свои позиции и в соседнем Азовском море.
Недавняя встреча министров иностранных дел России и Украины не поставила в вопросе размежевания территориальных вод в Азове и Керченском проливе точку. Стороны договорились о продолжении соответствующего диалога. При этом, как сообщил «НГ» источник в МИД Украины, пока Киев и Москва остаются на прежних позициях. По словам источника, консенсус существует только в том, что касается навигации в обоих морях. А вот за контроль над Керченским проливом стороны продолжают бороться. Украина хотела бы по примеру Босфора стать единоличной хозяйкой пролива. Россия с этим не соглашается, настаивая на условиях паритета. Что же касается переговоров по этому поводу Лаврова с Огрызко, то, как сообщает пресс-служба украинского внешнеполитического ведомства, «стороны сошлись во мнении о необходимости активизировать переговорный процесс по этой проблеме».