С Гурбангулы Бердымухамедовым сегодня хотят дружить все, в том числе и на Западе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Туркмения будет поставлять природный газ в Европу по магистральному газопроводу Nabucco. Таков итог завершившейся вчера в Ашхабаде встречи «тройки» Европейского союза со странами Центральной Азии на уровне министров иностранных дел.
В четверг открытием «Дома Европы» в Ашхабаде завершилось шестое заседание «Тройка» ЕС – Центральная Азия». В ходе визита представители ЕС – комиссар Еврокомиссии по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер, министры иностранных дел Словении и Франции, председательствующих в 2008 году в ЕС, Дмитрий Рупел и Бернар Кушнер вместе с главами МИДов пяти стран региона обсудили принятую Евросоюзом год назад Стратегию в отношении стран Центральной Азии (ЦА).
Если отбросить комплиментарность, в последнее время характеризующую диалоги ЕС со странами Центрально-Азиатского региона практически по всем вопросам, то можно предположить, что европейских чиновников в Ашхабад привели заботы, связанные с повышением энергетической безопасности Старого Света. Накануне их визита в Туркмению европейские СМИ запестрели призывами типа: «Европе следует наконец-то мобилизовать политическую и финансовую волю, чтобы сделать Туркмении выгодное предложение по газопроводу». Бенита Ферреро-Вальднер в интервью австрийским СМИ объявила, что Туркмения готова поставлять природный газ в Европу по магистральному трубопроводу Nabucco. Его, как известно, предполагается проложить из Прикаспийского региона и газоносных районов Центральной Азии в ЕС в обход России. По словам еврокомиссара, об этом ей якобы сказал президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов.
Между тем в туркменской столице это заявление не подтверждают. Там говорят, что лидер Туркмении не отказал европейцам в поставках газа, но про участие в Nabucco промолчал. «Туркмения готова к самому широкому и тесному диалогу с ЕС на равноправной и взаимовыгодной основе», – цитирует президента агентство «Туркменистан.ру».
В то же время Европа активно наводит мосты с другими странами ЦА, обладающими углеводородами. После завершения встреч в Ашхабаде Бенита-Ферреро Вальднер сообщила, что в ближайшее время намерена посетить Ташкент. Там будет открыто представительство ЕС. Это, по словам представителя Евросоюза, стало возможным после того, как Европа убедилась в успешных реформах, проводимых узбекской властью. «Мы готовы способствовать Узбекистану в преодолении изоляции», – заявила еврокомиссар.
Как сообщил «НГ» источник в правительственных кругах Узбекистана, предложения о сотрудничестве в энергетической сфере Ташкенту делались и раньше. Существует даже проект газопровода из Узбекистана к берегам Каспия через Туркмению. Однако причина того, что он пока не реализуется, не только в дороговизне, но и в нежелании Ташкента вносить в отношения с Москвой какие-то раздражители. Но это вовсе не означает, что Ташкент отказывается от сотрудничества с ЕС.
Представитель третьей страны ЦА, обладающей энергоресурсами, министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин на встрече в Ашхабаде поведал «тройке» ЕС о причинах, которые не позволили Астане выполнить взятые обязательства по демократизации политической системы страны. Впрочем, если это обязательство, взятое Казахстаном в ноябре 2007 года в Мадриде, и не будет выполнено, то, по мнению наблюдателей, это не скажется на перспективах председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. «Возможно, несколько будет подпорчен имидж, но пока Астана остается лояльной в вопросах поставок углеводородов по альтернативным маршрутам (а она уже объявила о присоединении к нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан и ждет других предложений), отношениям с ЕС ничего не угрожает», – говорят они.
«Бедные родственники» – Таджикистан и Киргизия – в энергетическом сотрудничестве региона с ЕС не участвуют. Таджикистан делегация Старого Света порадовала сообщением о том, что к 2010 году ЕС выделит 66 млн. евро для ужесточения борьбы с наркотрафиком из Афганистана. На эти средства будут модернизированы таможенные и пограничные пропускные пункты на таджикско-афганской границе. «Укрепление вашей безопасности поможет предотвратить поток наркотических средств из Афганистана к европейским подросткам», – сказала Ферреро-Вальднер. Она подчеркнула, Евросоюз профинансирует реконструкцию шести пунктов охраны на таджикско-афганской границе и трех пунктов пересечения границы. И, наконец, Киргизия надеется получить помощь от Европы на утилизацию участков заброшенных урановых шахт, которые представляют угрозу региону.