Эти вкусности теперь не всем по карману: в Центральной Азии – скачок цен.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Казахстан может ввести ограничения на экспорт зерна и муки. Это связано с ростом цен на мировых рынках и инфляцией в самой стране. Федерация профсоюзов Казахстана 16 апреля намерена провести централизованную акцию протеста с требованием индексации зарплат. В соседних странах Центральной Азии ситуация тяжелее. Они находятся на грани продовольственного кризиса.
О том, что Казахстан рассматривает возможность запрета на экспорт зерна, чтобы защитить внутренний рынок, вчера на совещании в правительстве объявил премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Он поручил министрам сельского хозяйства и индустрии в течение недели определиться с возможностью введения пошлины на экспорт либо вовсе запретить экспорт зерна.
Это обусловлено ростом цен на продовольствие, который спровоцировал инфляцию. По словам экспертов, она достигла 15–16%. Федерация профсоюзов Казахстана объявила о намерении подать в суд на правительство и провести массовые акции протеста из-за игнорирования требований индексации заработной платы бюджетников.
В соседних странах ситуация еще хуже. Минувшая зима для Таджикистана выдалась катастрофической. Энергетический кризис, сильные морозы парализовали работу промышленных предприятий. Ущерб, нанесенный экономике, составил 850 млн. долл. Весной ситуация не улучшилась. Республику ожидает продовольственный кризис, вызванный подорожанием на мировых рынках зерна и энергоресурсов. Для вывода страны из продовольственного кризиса президент Эмомали Рахмон распорядился собирать в год по два урожая. Вчера он обязал министерства в кратчайшие сроки представить антикризисный план. Они должны определить площади основного сева по каждой сельскохозяйственной культуре, а также под повторный сев для получения двух урожаев.
Не лучше ситуация в Киргизии. С началом весны в республике подорожало все. Мэр Бишкека Данияр Усенов обвинил во всем оппозицию, «которая в апреле и в октябре, когда надо было сеять и сажать, вывела людей на улицы». Сегодня в закромах всего 62 тыс. тонн зерна, и его придется дополнительно закупать у Астаны. Как отметил вице-премьер Искендербек Айдаралиев, «если в прошлом году Киргизия покупала у Казахстана муку по 260 долларов за тонну, то в нынешнем цена повысилась на 100 долларов, причем пока без учета экспортной пошлины». Поэтому удержать цены на хлеб будет невозможно.
Вернувшийся в Бишкек из продолжительного отпуска президент Курманбек Бакиев поручил мэрии усилить контроль над ценами на городских рынках. Однако, по мнению премьер-министра Игоря Чудинова, еще одного тотального подорожания не избежать. Инфляция в Киргизии уже достигла 17–18%, и, как считают эксперты, это не предел.
Экономики Таджикистана и Киргизии, лишенных углеводородов, не сопоставимы с Узбекистаном и Туркменией. Но и в этих странах резко повысились цены на основные виды продуктов и услуг. В Узбекистане это произошло сразу после повышения зарплат и пенсий с 1 апреля. С того же дня на 25% возросла стоимость проезда в городском транспорте, стоимость хлеба – на 25%, а газа – на 21,7%. С 10 апреля подорожают вода и электричество. Власти Узбекистана решили остановить этот процесс административными методами. Например, литр подсолнечного масла стоит 3700–4200 сумов (3–3,5 долл.), но по решению правительства цена будет снижена до 1750 сумов (чуть больше 1 долл.).
В Туркмении цены стали расти после того, как власти начали войну с валютным черным рынком. Им удалось сбить курс доллара, но возник ажиотажный спрос на национальную валюту. На прошлой неделе ее запасы в обменных пунктах закончились. Одновременно понизилась покупательная способность маната.
«Восточный базар всегда был своеобразным барометром социальной погоды», – заметила «НГ» эксперт по Центральной Азии и Кавказу Санобар Шерматова. Нынешний продовольственный кризис опасен тем, что он увеличивает количество людей, живущих за чертой бедности, а это чревато социальными взрывами.