Киргизские власти начали наводить порядок в гражданской авиации республики. Чиновники пообещали в течение двух недель закрыть все авиакомпании, не отвечающие требованиям законов страны. Права на осуществление полетов уже лишены три из них, в ближайшее время такая судьба может постигнуть и других авиаперевозчиков.
«То мы в каком-то черном списке в Евросоюзе, то у нас долги перед международным союзом, сколько можно сидеть в этой дыре? Киргизия что – колхоз? – возмутился на минувшей неделе президент Киргизии Курманбек Бакиев.
В черном списке небезопасных авиакомпаний, которым закрыт доступ в воздушное пространство стран Евросоюза, находятся все авиакомпании Киргизии. Произошло это в результате неожиданной проверки, проведенной в республике представителями Еврокомиссии. Оценив киргизскую гражданскую авиацию, европейские ревизоры выявили «ряд недостатков», и в черном списке Еврокомиссии оказались сразу все авиакомпании, летающие под флагом Киргизии.
Разрушение гражданской авиации началось с момента обретения республикой независимости. По утверждению специалистов, в стране были около 14 Ту-154, пять Ту-134, тридцать Як-40, четыре Ан-26, два Ан-24 и десяток вертолетов, половина из которых Ми-8. По словам министра транспорта и коммуникаций Нурлана Сулайманова, «за последние 14–15 лет состояние дел в киргизской гражданской авиации доведено до крайности». С министром согласны специалисты, некоторые из них вообще называют киргизскую авиацию «худшей в СНГ».
Как сообщил «НГ» на условиях анонимности один из действующих авиаспециалистов, «воровали, на выделенные из госбюджета деньги вместо новой техники покупалась старая, авиатопливо брали через нескольких посредников».
Сейчас, по данным департамента гражданской авиации, в Киргизии зарегистрированы 24 авиакомпании, одна из которых, «Кыргызстан аба жолдору», – в состоянии банкротства. При этом лишь 10 авиакомпаний имеют в собственности воздушные суда.
Не многим лучше обстоят дела с аэропортами. Главный из них – «Манас», находящийся в 23 км от столицы, – соответствует европейским стандартам. Обладая самой длинной в регионе искусственной взлетно-посадочной полосой, «Манас» принимает самолеты из Европы, Азии и Ближнего Востока. Между тем другие аэропорты и площадки страны переживают не лучшие времена – из 15 аэропортов регулярные рейсы выполняются только в аэропорты «Ош», «Джалалабад», «Кербен», «Баткен», «Исфана», чартерные рейсы в курортный сезон – в международный аэропорт «Иссык-Куль». Остальные аэропорты простаивают – рейсы отменены.
Состояние киргизской авиации наиболее ярко отражают две ситуации. В 2006 году киргизские чиновники пригласили главу Москвы Юрия Лужкова на Иссык-Куль, чтобы показать туристические перспективы региона. К озеру московского мэра доставили на местном самолете. В полете кондиционер сломался, и на берег «киргизской жемчужины» Лужков вышел раздраженным. Надежды на инвестиции не оправдались.
Вторая поломка оказалась гораздо опаснее. В прошлом году из-за отказа двигателя едва не погибло почти все руководство гражданской авиации республики. После аварийной посадки Як-40 на поле находившиеся в самолете восемь пассажиров и четверо членов экипажа успели покинуть воздушное судно, прежде чем оно загорелось.
Из-за развала, царящего в отрасли, киргизские летчики выезжают работать в другие страны – там и зарплата, и техника лучше. Об ухудшении ситуации в отрасли уже много лет говорили все – чиновники, специалисты, эксперты, однако серьезных мер не принималось. Пассивность чиновников объяснил сам Бакиев – «за каждой компанией стоит депутат или какие-то руководители». После публичной «порки», устроенной главой государства на днях, чиновники обещают наконец принять все необходимые меры для «устранения, улучшения, недопущения». Каких результатов добьются местные чиновники, ясно станет летом. После очередного визита в страну представителей Еврокомиссии.
Бишкек