В Узбекистане началась кампания по легализации капиталов. До 1 апреля 2009 года население может вносить на депозитные счета деньги, происхождением которых, как утверждают власти, никто интересоваться не будет.
Для вовлечения в оборот денег, находящихся за пределами Узбекистана либо хранящихся в кубышках, президент Ислам Каримов подписал Указ «О дополнительных мерах по либерализации условий и обеспечению гарантий вкладов населения в коммерческие банки». Он уже вступил в силу. Согласно ему гражданам 27-миллионной страны разрешается зачислять деньги любого происхождения на банковские счета, а представителям банков, правоохранительных органов и налоговым службам «категорически запрещается» запрашивать у вкладчиков подтверждение о законности их происхождения. «Любые требования по предъявлению вкладчиком справок и другой информации об источниках происхождения денежных средств считать незаконными, с привлечением в установленном порядке к ответственности должностных лиц, нарушивших эти требования», – гласит указ.
Кроме того, согласно президентскому указу денежные суммы, внесенные физическими лицами в банки в период с 1 апреля текущего года по 1 апреля 2009 года, не подлежат проверкам налоговых органов – они освобождены от всех видов налогов и других обязательных платежей.
Эксперты утверждают, что это наилучшие условия легализации денег и когда-либо проводимых финансовых амнистий в Центральной Азии – как правило, амнистируемый капитал облагается налогом. Например, для легализации своих сбережений бизнесменам соседнего Казахстана было предложено отчислять государству 5% от легализуемой суммы. Астане таким образом удалось привлечь в казну около 480 млн. долл. Амнистия в Киргизии при аналогичных с Казахстаном условиях провалилась, а в Таджикистане было собрано лишь 50 млн. долл. налогов вместо ожидаемых 100 млн. долл. К слову, в этих трех странах амнистия продолжалась от 60 до 90 дней.
Власти Узбекистана надеются, что обнародованные условия привлекут вкладчиков. Узбекский эксперт Рафик Сайфулин так прокомментировал «НГ» ситуацию: «Стереотип хранить деньги в кубышке сложился в условиях советской системы, когда был только один государственный банк-монополист, в отделениях которого часто не было наличности. В результате у населения выработалось устойчивое недоверие к хранению денег в сберегательной кассе. Сегодня же в Узбекистане 30 банков». По мнению эксперта, издав указ, власти пытаются преодолеть недоверие населения к банковской системе.
«Попытку привлечь деньги в республиканские банки и навести хотя бы минимальный порядок в банковской сфере можно лишь приветствовать. Узбекистану сегодня как никогда нужны деньги, особенно на фоне финансового кризиса, который начался в Казахстане и грозит распространиться на всю Центральную Азию», – сказал «НГ» эксперт российского Центра Карнеги Алексей Малашенко. Кроме того, как считает эксперт, амнистия капитала – это прежде всего вопрос доверия. «Речь идет о шаге к внутриполитическому примирению в высших эшелонах власти. Если амнистия будет проведена успешно, то и будущая передача власти пройдет также успешно. Это гарантия стабильности», – считает Малашенко.
«Реалии Узбекистана таковы, что руководство республики вынуждено действовать в направлении ее либерализации экономики», – сказала «НГ» эксперт по Центральной Азии и Кавказу Санобар Шерматова. Она сомневается в том, что банки могут сохранить тайну вклада, поскольку все финансовые потоки находятся под жестким контролем правоохранительных органов. Она напомнила, что российские СМИ публиковали сообщения о том, что граждане Узбекистана, имеющие на своем счету крупную сумму денег, подвергались допросу спецслужб по поводу их происхождения. Кроме того, в Узбекистане под наблюдение попадает каждый получатель крупного перевода из-за границы (начиная от нескольких сот долларов или евро). Получатели должны были объяснять банковским работникам и «людям в штатском» источник происхождения и доказывать легальность средств. После того как эта информация стала достоянием гласности, президент Ислам Каримов распорядился оставить людей в покое. А еще через некоторое время появился указ об амнистии капитала.
«В нашей стране нет никакой уверенности в том, что государству можно доверять», – сказал «НГ» узбекский предприниматель. По его мнению, чтобы провести по-настоящему успешную амнистию, нужно доказать, что создается нормальная правовая система, что суды будут независимыми. «Это целый комплекс мер, и не только экономических. Поэтому ожидать больших и скорых результатов наивно», – сказал он.