По словам Курманбека Бакиева, раньше тоже брали, но меру знали.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Киргизии началась кампания по борьбе с коррупцией. В школах открыты тематические факультативы, а госучреждениям обещаны серьезные кадровые «чистки». Руководители республики, включая президента, публично признались, что и за ними когда-то водился такой грех. А министр МВД назвал тарифы взяток, существующих в его ведомстве.
На днях министр МВД Киргизии Молдомус Конгантиев наглядно проиллюстрировал размеры коррупции в подконтрольном ему ведомстве. По его словам, звание старшего лейтенанта в Академии МВД республики стоит 500 долл. Такое публичное признание – случай редкий. Но он, по мнению руководства Киргизии, может стать началом очищения страны.
«У нас продается почти все┘ ну или многое», – предупреждают приезжающих в Киргизию туристов местные жители. Практика передачи денег «на лапу» здесь распространена широко. Обычные граждане сталкиваются с предложениями «дать» при общении с сотрудниками ГАИ, преподавателями, врачами, чиновниками, работниками ЖЭКов. «Часть киргизской милиции живет на отпускные – поймают, получат деньги и отпустят», – грустно шутят в народе. Самыми коррумпированными считаются работники Госавтоинспекции, а также сотрудники налоговой и таможенной служб.
Всем горожанам известна «ставка» сотрудников бишкекского ГАИ: водитель маршрутки, которого по дороге могут остановить раз пять, выходит из машины с 50 сомами. Стоимость возврата водительских прав нетрезвому водителю стоит не менее 100 долл. Впрочем, тут можно и поторговаться. Между тем на дорогах киргизской столицы с каждым годом усиливается хаос и не только из-за постоянно растущего количества машин да стареющих дорог: в последнее время сдавать на права стало не обязательно – их легче купить.
В коррупционных схемах участвуют все – от рядовых сотрудников, обирающих простых граждан, бизнесменов, туристов, до тех, кто «наверху». 3 года назад народная молва главным взяточником называла президента Акаева и чиновников, работающих на седьмом этаже Белого дома (так население называет правительственное здание). Недавно действующий глава государства Курманбек Бакиев заявил, что «коррупции на седьмом этаже уже нет». Такая перемена была объяснена тем, что власти дали серьезный бой взяточникам. Но, по словам главы государства, «высокий уровень коррупции по-прежнему наблюдается в фискальных, таможенных, судебных и правоохранительных органах, в системе образования и различных секторах экономики».
Высшие госчины объясняют тотальную продажность конформизмом чиновников. «Все это – удивительная киргизская ментальность, – резюмировал спикер киргизского парламента Адахан Мадумаров, – завтра ко мне в кабинет зайдут депутаты и попросят┘ Меня будет колотить, но я из-за своей ментальности должен буду поддержать коллег».
Тему ментальности поддержал и президент. Курманбек Бакиев публично признался, что лет 15 назад во время работы на юге страны ему приходилось брать взятки. «Конечно, это было в другой форме, не так, как сейчас – продают должности и так далее. А у нас было так: барашек там, водка, кумыс и не более».
По еще одному расхожему мнению, коррупции способствуют низкие зарплаты и плачевное положение работников бюджетной сферы: тот же сотрудник ГАИ получает не более 100 долл. в месяц, учитель и врач – и того меньше. Показателен случай, когда торговый представитель Киргизии в ВТО Азизбек Сабитов по причине небольшой зарплаты вынужден был, по его же словам, подрабатывать шофером и завхозом в посольстве Киргизии в Швейцарии.
В то же время в рамках правительственной программы по борьбе с коррупцией в школах Киргизии открыты соответствующие факультативные курсы.
Бишкек