Известие о том, что Туркмения открывает в Баку свое посольство, в Азербайджане восприняли с надеждой на скорое урегулирование проблем в двусторонних отношениях. Главная из них касается разграничения национальных секторов в Каспийском море. Стороны не могут договориться по этому вопросу 10 лет, 7 из которых между странами отсутствовали дипломатические отношения. Теперь ситуация меняется, и это подтверждает сообщение администрации азербайджанского президента о скором визите в страну президента Туркмении.
Азербайджано-туркменские отношения после почти 10 лет застоя начали стремительно развиваться. За последние полтора года налажены контакты глав двух стран и руководителей правительств, созданы межправительственные комиссии по развитию двусторонних экономических связей, урегулируются вопросы, которые в свое время стали причиной охлаждения отношений между Ашхабадом и Баку. На днях еще один шаг в сторону развития добрососедских отношений сделал президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, назначив посла этой страны в Азербайджане. Как сообщили «НГ» во внешнеполитическом ведомстве Азербайджана, туркменскую дипмиссию в Баку возглавит Аннамаммед Маммедов. Его прибытие в столицу Азербайджана и возобновление деятельности посольства, которое было закрыто семь лет назад из-за обострения споров между двумя странами за обладание нефтегазоносного блока на Каспии, ожидают в ближайшее время.
Назначение посла и возобновление деятельности дипмиссии в Баку предваряет ожидающийся в ближайшее время первый официальный визит в Азербайджан президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова. Его приезда в Баку ждут с нетерпением, ибо этот визит призван решить на высшем уровне две глобальных для двух стран проблемы. Первая касается разграничения национальных секторов в Каспийском море.
«Если Баку и Ашхабад достигнут компромисса по этой принципиальной проблеме, то все остальные вопросы автоматически найдут свое разрешение, в том числе и спор за крупное нефтяное месторождение «Кяпяз» (туркменское название «Сердар»)», – заявил «НГ» политолог Алпай Ахмед. Дело в том, что это месторождение расположено на морской границе двух государств. Его запасы оцениваются в 80 млн. тонн нефти и 32 млрд. кубометров газа. Азербайджан в качестве компромисса предлагает совместно разрабатывать данное месторождение, тем более что на Каспии уже есть такой пример – несколько лет назад российская «ЛУКОЙЛ» и азербайджанская госнефтекомпания заключили контракт о разработке месторождения «Ялама», которое находится на границе национальных секторов двух стран. «На сегодняшний день это очень разумное предложение, в случае принятия которого выиграют обе страны», – считает политолог.
Второй, не менее важной проблемой является перспектива участия двух государств в транснациональных энергетических проектах по доставке каспийских углеводородов на европейские рынки. В данном случае речь идет о проекте Nabucco, который активно лоббируют Евросоюз и США. Баку, разумеется, заинтересован в его реализации и не раз заявлял, что готов предоставить свои энергетические коммуникации для доставки туркменско-казахстанских углеводородов на европейские рынки, если заинтересованные стороны придут к соглашению. Однако инициаторам Nabucco пока не удается убедить Ашхабад диверсифицировать маршруты экспорта своего газа. Кстати, очередная такая попытка была сделана на этой неделе в Анкаре, где с официальным визитом находился президент Гурбангулы Бердымухамедов. После его переговоров с турецким коллегой Абдуллахом Гюлем периодические издания этой страны забили тревогу, сообщив, что проекту Nabucco грозит опасность. В частности, турецкая газета «Джумхуриет» сообщает, что «на переговорах Гурбангулы Бердымухамедова с Абдуллахом Гюлем Анкара заявила о желании получать природный газ из Туркмении для Nabucco, однако туркменская сторона не ответила согласием». «Без поддержки Туркмении, как считается, проект нереализуем», – отмечают аналитики газеты.
По мнению ряда экспертов по энергетическим проблемам, неопределенность позиции Ашхабада делает маловероятными поставки туркменского газа для проекта. Более того, основной преградой на пути участия Ашхабада в Nabucco эксперты считают подписанное между Туркменией и Россией соглашение, которое предусматривает продажу туркменского газа в объеме 80 млрд. кубометров в год.
Следует отметить, что на сегодняшний день Туркмения добывает в год 70 млрд. кубометров газа. Причем 20 млрд. из них она использует на собственные нужды, 8 млрд. кубометров поставляет Ирану, а остальное экспортирует в Россию. Другими словами, Ашхабад, возможно, не прочь был бы прорубить окно в Европу, но предложить Старому Свету ему пока нечего.
Баку