Жизнь в столице Армении течет в привычном русле.
Фото автора
Сегодня истекает срок 20-дневного чрезвычайного положения в Ереване. Оно было введено указом уходящего президента Роберта Кочаряна в ночь с 1 на 2 марта, когда армянскую столицу охватили беспорядки. Тогда в ходе уличных столкновений сил правопорядка и оппозиции погибли 8 человек и около 200 получили ранения различной степени тяжести.
Госдепартамент США, ЕС, ОБСЕ не раз призывали власти Армении отменить ЧП, но Роберт Кочарян продемонстрировал, что в своей стране ключевые вопросы будет решать он сам. Правда, для смягчения ситуации он 10 марта распорядился отменить подпункты ЧП, касающиеся ограничений на деятельность политических партий, а 14 марта облегчил условия работы СМИ на этот период. Однако оппоненты отметили, что либерализм президента адресован западным ревнителям демократических ценностей, на деле же ничего не изменилось.
«Левон Тер-Петросян по-прежнему находится под фактическим домашним арестом: дом охраняется полицией, фиксируются все приходящие к нему люди», – сообщил «НГ» пресс-секретарь первого президента Армении Арман Мусинян. По его словам, верхушка Армянского общенационального движения (АОД), выдвинувшего его кандидатом в президенты, продолжает пребывать в тюрьме, самому Тер-Петросяну уже трижды отказали в праве провести митинг после отмены ЧП. «Мы будем выступать в СМИ с заявлениями информационного характера – это пока единственная возможность борьбы с режимом, и продолжим подавать заявки на проведение акций протеста – не могут же власти вечно отказывать», – сказал Мусинян «НГ».
Послабления в отношении СМИ, не считая возобновления вещания Радио «Свобода», тоже носят условный характер. «Шесть оппозиционных изданий не выходят. После объявленного облегчения условий работы некоторые газеты столкнулись в типографии с цензурой, потребовавшей убрать тексты, имеющие отношение к Тер-Петросяну. В итоге руководители изданий решили дождаться окончания ЧП, после чего, по идее, цензуры быть не должно», – сообщил «НГ» председатель Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян. По его словам, под шумок власти решили разобраться с единственным в Армении оппозиционным телеканалом «ГАЛА», функционирующим во втором по величине армянском городе Гюмри. У телекомпании проблемы начались еще осенью прошлого года, когда она осмелилась продемонстрировать многотысячный митинг Левона Тер-Петросяна. Теперь налоговые службы обвиняют «ГАЛА» в невыплате почти 85 тыс. долл. по фискальной линии – сумма для нее катастрофическая. «Телекомпания обратилась в суд, но на всякий случай начала сбор пожертвований, видимо, не надеясь на решение суда, которое ее удовлетворит», – сказал Ашот Меликян.
Окончание чрезвычайного положения, по мнению наблюдателей, вряд ли скажется на судьбе 106 арестованных. К слову, всего в полицейские участки в связи с беспорядками 1–2 марта было доставлено около 900 человек, но большинство отпустили за незначительностью вины. За решеткой наряду с рядовыми участниками акций находятся несколько руководителей оппозиционных партий, три лишенных иммунитета неприкосновенности депутата. Арестованным предъявляются обвинения по различным статьям Уголовного кодекса, вплоть до «попытки узурпации госвласти». В розыске находятся депутат и предприниматель Хачатур Сукиасян, более известный по прозвищу «Грзо», по мнению правоохранительных органов, финансировавший митинги Тер-Петросяна, а также их непосредственный организатор и вдохновитель, главный редактор газеты «Армянское время» Никол Пашинян.
Впрочем, избранный президент Армении Серж Саркисян, выступая в среду в парламенте, не исключил объявления амнистии в отношении заключенных, но после детального изучения вины каждого из них. Несколько раньше в прямом эфире армянских телеканалов он признал: «Мы не смогли предупредить и пресечь беспорядки, значит, мы несем ответственность за произошедшее». Серж Саркисян также выразил готовность начать диалог с Левоном Тер-Петросяном, от чего отказывался ранее, но при одном условии – он должен изменить подход к проблеме. «Если Тер-Петросян продолжит твердить о том, что является президентом, набравшим 65% голосов избирателей, не примет решение Конституционного суда, а меня продолжит называть бандитом и монголо-татаром, то о диалоге не может быть и речи», – заявил Саркисян. В том же телеэфире он опроверг муссирующиеся слухи о том, что в Армении будет реализован российский сценарий: Роберт Кочарян не возглавит правительство.