В Москве прошло первое заседание Координационного совета по чрезвычайным ситуациям государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Участники договорились вместе отслеживать ситуацию на общем пространстве с точки зрения не только военных рисков, но экологических, техногенных, гуманитарных. С тем чтобы предупреждать и противостоять возможным катастрофам.
Целями создания системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации участники Координационного совета государств – членов ОДКБ по чрезвычайным ситуациям (КСЧС) определили повышение уровней обеспечения национальной и коллективной безопасности, а также адаптацию ОДКБ в мировые процессы противодействия угрозам и вызовам, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основополагающими блоками формирования системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации являются механизм мониторинга окружающей среды, оценок ситуаций и прогноза их развития, а также подразделения чрезвычайного гуманитарного реагирования. За создание такого механизма высказались руководители всех ведомств по чрезвычайным ситуациям государств – членов ОДКБ. При этом они отмечали, что мониторинг нужен абсолютно по всем возможным видам угроз: техногенным, природным, эпидемиологическим.
Что касается подразделений чрезвычайного гуманитарного реагирования, то их формирование в ОДКБ видят по типу уже шесть лет существующих в формате Организации коллективных сил быстрого развертывания (КСБР). Каждое государство выделяет в КСБР специальные подразделения постоянной готовности, которые в мирное время находятся на территории своих стран и подчиняются национальным командованиям. Последние отвечают и за их экипировку, обучение, снабжение. Но при этом вооружение, средства связи у подразделений, выделенных в коалиционную группировку, должны быть сопрягаемы, а подготовка осуществляется по аналогичным программам. В случае чрезвычайной ситуации по решению Совета коллективной безопасности эти формирования переходят в подчинение командования группировки и выдвигаются в указанный район в зоне их ответственности.
Эта схема существует не только на бумаге. В рамках организации отработаны международные соглашения, регламентирующие порядок экстренной переброски подразделений КСБР с оружием в любой регион зоны ответственности ОДКБ. Это значит, что в экстремальной ситуации не будет тратиться время на многочисленные согласования, связанные с пересечением границ воинскими контингентами. Кстати, и этот вопрос отработан. В ОДКБ уже провели пять совместных учений КСБР с переброской подразделений в разные государства – члены организации: Казахстан, Киргизию, Таджикистан.
По аналогичному принципу планируется и создание «Армии спасения ОДКБ». Со своей правовой базой, позволяющей в экстренных ситуациях производить моментальные переброски отрядов спасателей (планируется, что в состав коллективных сил каждое государство выделит специализированные подразделения: спасателей, эпидемиологов, специалистов по ликвидации техногенных катастроф, катастроф на АЭС и т.д.), необходимой техники и грузов, с регулярными учениями, с единой системой подготовки кадров, материально-технического обеспечения и даже научных подходов. Кстати, вопросы коллективного реагирования на ЧС в формате ОДКБ начали отрабатывать еще до формального создания Координационного совета. В апреле 2007 года, например, в Белоруссии с участием представителей государств – членов организации прошли учения по ликвидации последствий техногенной катастрофы, возникшей в связи с террористическим актом. По мнению главы МЧС РФ Сергея Шойгу, сегодня необходимо сосредоточить внимание на подготовке кадров, гармонизации законодательства и создании резерва материально-технических средств.