После законодательных изменений первый президент Армении Левон Тер-Петросян не сможет устраивать митинги.
Фото автора
Национальное собрание (парламент) Армении на утреннем заседании во вторник определило дату инаугурации победителя президентских выборов Сержа Саркисяна. Она состоится 9 апреля в ходе специального заседания парламента. А накануне парламент принял поправки в закон, фактически ограничивающий права граждан на проведение митингов и демонстраций.
Словно по иронии, инаугурация президента назначена там, где с 20 февраля по 1 марта базировались его противники. Именно площадь Свободы около оперы заняли для митингов первый президент Левон Тер-Петросян и его сторонники. Теперь об акциях протеста им придется забыть, вероятно, надолго.
На днях власти предупредили Тер-Петросяна о недопустимости проведения митинга 21 марта сразу после истечения 20-дневного чрезвычайного положения, введенного 1 марта уходящим президентом Робертом Кочаряном в связи с произошедшими столкновениями между оппозицией и силами правопорядка. В понедельник же Национальное собрание во втором чтении подавляющим большинством голосов приняло изменения и дополнения в закон «О проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций». Если поправки будут приняты в третьем чтении, а сомнений на этот счет мало, то новый Закон практически запретит какие-либо акции протеста против властей, так как возможность их проведения заблаговременно будут определять сами власти.
Шестеро депутатов, пять из которых представляют оппозиционную партию «Наследие», вставшую на сторону Тер-Петросяна, назвали новый закон драконовским. В свою очередь, парламентское большинство уверено, что он не направлен на свободу выражения мнения, но призван противостоять политическому экстремизму, который захлестнул Ереван после выборов 19 февраля. Причем в ходе обсуждения закон о митингах едва не принял запретительный характер конкретно в отношении Левона Тер-Петросяна. Однако депутатам хватило благоразумия отказаться от откровенно дискредитационного акта и соблюсти правила равноправия.
Суть же нового закона сводится к тому, что если раньше условия проведения акции протеста носили оповестительный характер, то теперь полномочные органы при получении оповещения о проведении какой-либо акции могут отказать заявителю. При этом список причин, по которым возможен отказ, настолько обширен, что придраться к чему-либо властям не составит труда.
Известный немецкий политолог, доктор Ашот Манучарян, комментируя рассматриваемые армянскими депутатами ограничения в отношении демонстраций, сказал «НГ», что подобные законы существуют практически во всех странах Европы. «Конкретно в ФРГ полиция решает, разрешить или запретить ту или иную массовую акцию, исходя из состава группы, требований, а главное маршрута шествия или места проведения митинга. Например, около исторических мест, в частности у Бранденбургских ворот, проводить акции запрещено. В Ереване, полагаю, таким местом может стать площадь Свободы около оперы, где уже по традиции зарождается массовый протест. В ФРГ, получив отказ в полиции, желающие устроить акцию протеста могут обратиться в суд, и уже конкретно тот или иной судья может изменить решение полиции. В целом запреты на массовые демонстрации в Германии получают нацисты и левые радикалы. Функции полиции при проведении митингов фактически сводятся к изоляции их участников, чтобы они не нарушали общественный покой, – можно видеть, как, скажем, 150 полицейских охраняют, допустим, 20 демонстрантов. Хочу также отметить, что по Конституции право на выражение мнения стоит выше запретительных мер», – сказал доктор Манучарян «НГ».
Между тем во вторник в Вашингтоне местные армяне затеяли демонстрацию в знак протеста против положения, сложившегося на исторической родине после президентских выборов. По словам находящегося в США грузинского писателя Ираклия Какабадзе, к армянам присоединятся представители грузинской общины. «В Армении и Грузии правят 53-процентные диктаторы (примерно такое количество голосов набрали Серж Саркисян и Михаил Саакашвили. – «НГ»). Совместными усилиями мы будем бороться против тирании на Южном Кавказе», – заявил Какабадзе журналистам.