Многие тбилисцы по-прежнему не желают признавать победу Михаила Саакашвили на досрочных президентских выборах.
Фото Reuters
Объединенная оппозиция Грузии 9 марта возобновила акции протеста в Тбилиси. Многотысячный митинг прошел у здания парламента. После его завершения небольшая группа активистов объявила голодовку до удовлетворения властями трех требований: проведение новых президентских выборов или пересчет бюллетеней выборов 5 января, обеспечение свободных парламентских выборов весной нынешнего года, освобождение политзаключенных.
Симптомы нового обострения внутриполитической ситуации в Грузии проявились еще 5 марта. Тогда Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ обнародовало итоговое заключение по президентским выборам 5 января, составленное на основе мониторинга своих представителей. Оно подтвердило официальные итоги ЦИКа Грузии: у Михаила Саакашвили 53,47% голосов, а у главного его соперника, кандидата в президенты от Объединенной оппозиции Левана Гачечиладзе – 25,67%.
Документ БДИПЧ ОБСЕ взорвал спокойствие, воцарившееся в Грузии в последнее время. Объединенная оппозиция, в очередной раз выразив недоверие итогам выборов 5 января и соответственно легитимности Михаила Саакашвили, потребовала проведения нового голосования. Не дожидаясь предсказуемого ответа от властей, ее лидеры обратились в тбилисскую мэрию с уведомлением о проведении 9 марта крупномасштабной акции протеста.
Главным требованием, выдвинутым на митинге, было проведение новых президентских выборов, а также выполнение всех 17 условий, отраженных в меморандуме оппозиции: освобождение политзаключенных по поименному списку, комплектация избирательных комиссий на паритетной основе, назначение руководства Общественного телевидения (ОТ) с обязательным учетом мнения оппозиции, отставка нынешних руководителей ЦИКа и ОТ и т.д. Уже в ходе митинга возникло еще одно требование. Оппозиция потребовала выхода Грузии из СНГ в ответ на решение России отказаться от санкций в отношении Абхазии.
По мнению наблюдателей, новый митинг в Тбилиси показал, что грузинская оппозиция подхватила протестную эстафету у затихшего в чрезвычайном положении Еревана. Тбилисские собеседники «НГ» подчеркнули, что прямой связи между политической напряженностью в Армении и Грузии нет, хотя наличия контактов между грузинскими и армянскими оппозиционерами отрицать не стали. Так, в частности, Республиканская партия Грузии выступила с идеей объединенной борьбы против тирании на Южном Кавказе, а Консервативная партия выразила готовность предоставить ереванским противникам власти собственные возможности и коммуникации для диалога с Западом.
В Ереване между тем продолжает действовать чрезвычайное положение. Город по-прежнему контролируется усиленными нарядами полиции, армейскими подразделениями и тяжелой техникой. Продолжаются репрессии против лидеров акций протеста и организаторов сопротивления силам правопорядка 1–2 марта. На заседании парламента Армении депутатской неприкосновенности были лишены еще четыре народных избранника, активно поддерживавших первого президента Левона Тер-Петросяна. Двое из них были арестованы, а двое других объявлены в розыск. Сам Тер-Петросян по-прежнему лишен возможности свободного передвижения и большей частью находится в своем особняке. Власти напрочь отрицают его нахождение под домашним арестом, аргументируя это отсутствием соответствующего закона. Однако находившийся в столице Армении спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Хейки Талвитие на встрече с журналистами заявил, что де-факто Левон Тер-Петросян находится под домашним арестом. Он также сообщил, что первый президент Армении считает затруднительным начинать диалог с властями, когда действует режим ЧП. «Его слова не лишены логики – трудно начинать диалог в этой ситуации», – отметил Талвитие.
В минувшие выходные Конституционный суд (КС) Армении отказал в исках Левону Тер-Петросяну и другому кандидату в президенты Тиграну Карапетяну по признанию выборов 19 февраля недействительными. Первый президент считает, что решение КС приведет к дефициту легитимности, поставит под сомнение авторитет КС, что может привести к опасным внутренним процессам в Армении. При этом он объявил условия, выполнение которых может способствовать началу переговоров с властями. «Я принимаю все предложения, данные руководством ЕС, и считаю, что это та платформа, на которой можно работать. Первое – отмена ЧП, второе – освобождение всех задержанных, третье – обеспечение освещения процесса КС в равной степени, четвертое – международное расследование событий 1 марта и пятое – начало диалога с властями. Все это может стать основой для дальнейшей работы», – отметил Тер-Петросян.