Даже режим ЧП не может изменить привычный ход жизни армянской столицы.
Фото автора
В Ереване ожидают второго доклада ОБСЕ по прошедшим 19 февраля президентским выборам. Первый был распространен вскоре после голосования, и в нем зафиксирован ряд нарушений, но сами выборы признаны соответствующими международным стандартам. Население рассчитывает, что новый доклад будет содержать более жесткие оценки – из-за столкновений и беспорядков 1–2 марта, в ходе которых погибли люди.
В Армении разочарованы деятельностью международных наблюдателей.
Победители полагают: будь формулировки о соответствии выборов международным стандартам более четкими, волнений было бы меньше. Проигравшие, в свою очередь, упрекают наблюдателей в инфантильности и формализме. Еще в период проходивших на площади Свободы митингов первый президент Армении Левон Тер-Петросян заявил «НГ»: «Я перестал понимать функции наблюдателей. Не знаю, чем они занимаются. Не понимаю, зачем они приезжают. Благостные размытые оценки, которые они раздают, можно было выносить сидя дома».
Вместе с этим в Ереване понимают, что независимо от содержания второго доклада ОБСЕ практический расклад не изменится. Разве что придаст дополнительные силы властям или оппозиции. Хотя, похоже, власти и без такого рода поддержки чувствуют себя уверенно.
В понедельник и во вторник в Армении продолжались аресты участников уличных беспорядков 1–2 марта. Среди задержанных – один из лидеров объединения добровольцев, воевавших в Карабахе, «Еркрапа», депутат парламента Мясник Малхасян. Закон позволяет в экстренных случаях аресты лиц, обладающих иммунитетом неприкосновенности. Вообще над «Еркрапа» сгустились тучи. Вчерашние герои вполне могут быть объявлены преступниками. Ведь, по некоторым данным, именно благодаря их ожесточенному сопротивлению 1–2 марта были отбиты атаки сил правопорядка на участников акции протеста.
Между тем в самом Ереване жизнь понемногу входит в обычное русло. На улицах стало меньше полиции и военных. Заработали практически все объекты, не пострадавшие во время беспорядков. Самые большие неудобства испытывают, пожалуй, местные СМИ. На период чрезвычайного положения они будут подвергаться цензуре. Руководители некоторых оппозиционных изданий решили вовсе приостановить работу – в предложенных властями условиях выпускать свои газеты они считают бессмысленной тратой средств и сил.
Что будет завтра? Этим вопросом задается любой житель Армении, независимо от статуса и социального положения. Вокруг этого крутятся все споры и беседы между ереванцами. Заметно, что общество поляризовалось еще больше, чем до событий в конце прошлой недели. Достается и властям, и оппозиции. «Тер-Петросян добился своего. В его интересах было, чтобы пролилась кровь. Теперь на Кочаряне и Саркисяне жертвы, а он белый и пушистый сидит в своем особняке и ждет окончания ЧП», – говорят одни. У сторонников Тер-Петросяна, естественно, противоположная точка зрения: «Благодаря Левону жертв мало. Ведь он скомандовал своим людям разойтись. Если бы власти разрешили ему прийти на митинг, а не держали под домашним арестом, жертв не было бы вовсе». И все недовольны работой армянских телеканалов: «Понятно, что ЧП, понятно, что цензура, но кто заставляет их с утра до вечера показывать концерты и развеселые шоу: в крохотной Армении каждая смерть – национальное горе».
Другая тема бесед – вероятное повышение цен. Предпринимательская элита оказалась по разные стороны баррикад. Поначалу, как поговаривают в Ереване, бизнесмены вели двойную игру: решив не складывать все яйца в одну корзину, поддерживали и Саркисяна, и Тер-Петросяна. Но по мере нарастания напряженности встали перед выбором. В результате все запуталось до такой степени, что политическими противниками стали предприниматели, имеющие общее дело. Разделение бизнеса или попытки подмять недавнего компаньона под себя могут отразиться на потребителях. У армян уже есть печальный опыт внезапного и резкого взлета цен, связанного с внутренними процессами в олигархической среде.
Впрочем, немало и тех, у кого забот полон рот и без сложного и непредсказуемого «завтра». Им не до политического противостояния или олигархических разборок. Выжить бы сегодня, а там – как карта ляжет.
Ереван