В Абхазии сегодня, 4 марта, завершаются очередные военные учения. В Сухуми их называют «плановыми», однако вряд ли случаен тот факт, что маневры абхазских вооруженных сил и частичная мобилизация резервистов совпали с сообщениями о концентрации грузинского спецназа вдоль границы непризнанной республики.
Ситуация на грузино-абхазской границе обострилась в минувшее воскресенье. Представители Сухуми заявили, что спецподразделения ВС Грузии перешли границу на реке Ингури. Правда, в количестве всего 12 человек. Однако и этого вполне хватило бы для «разморозки» конфликта: в последний раз грузинские войска посещали Абхазию в 1998 году, во время «майской войны» в Гальском районе.
«Спецмашина «Хаммер», оборудованная крупнокалиберным пулеметом, в которой находились, по нашей информации, 12 спецназовцев, пересекла границу вблизи населенного пункта «Печоры» и на 150 метров углубилась на нашу территорию. За ними на грузинской территории находились еще 50 человек, – сообщил «НГ» полпред президента Абхазии в Гальском районе Руслан Кишмария. – Это спецназ грузинских вооруженных сил. С ними вступили в переговоры представители ООН и миротворцы. Мы дали им два часа, чтобы убраться. Заявили, что в противном случае готовы открыть огонь. Они ушли на свою сторону, но напряжение все возрастает и возрастает. В Зугдидский район стянуты дополнительные силы, которые укрепляются вдоль границы».
Имел ли место факт пересечения границы в действительности, доподлинно установить не удалось: представители Тбилиси все отрицают и даже называют эти сообщения «глупостью». «Я не знаю, с чем связана такая паника в Абхазии. – заявил «НГ» представитель МВД Грузии Шота Утиашвили. – Наши полицейские в Зугдидском районе работают в обычном режиме, никакие дополнительные силы туда не переброшены. Они сами мобилизовали около 2500 человек на свои военные учения. Так что мне очень трудно комментировать такие заявления. Как вы себе это представляете: одна машина хотела начать войну? Да вы что!» Не обладал информацией об этом инциденте и председатель так называемого правительства Абхазии в изгнании Малхаз Акишбая.
Между тем информацию об усилении полицейских постов близ границы с Абхазией подтверждают тбилисские СМИ. Обострение ситуации в зоне конфликта началось после того, как правоохранительные органы Абхазии 26 февраля задержали на мосту через реку Ингури съемочную группу грузинской телекомпании «Мзе» (тележурналиста Малхаза Басилая и его оператора), обвинив ее в незаконном переходе границы. На следующий день президент Михаил Саакашвили потребовал немедленно отпустить журналистов, пригрозив, что в противном случае Грузия освободит их силой. После этого, как утверждают в Сухуми, грузинская сторона начала стягивать к границе с Абхазией полицию и спецназ. «Грузия без согласования ввела в зону безопасности, в Зугдидский район, дополнительные силы – около двух тысяч человек, – сообщил «НГ» замминистра обороны Абхазии Гарри Купалба. – Это полицейские и спецподразделения, как входящие в систему МВД, так и армейские». По его словам, в эти дни в Абхазии проводятся плановые учения вооруженных сил, которые завершатся 4 марта. Часть абхазских подразделений находится в восточной части республики, но вне зоны безопасности. В связи с учениями призвана часть резервистов, но, по словам замминистра, это нельзя считать мобилизацией. В Гальский район абхазская сторона никаких дополнительных сил не вводила.
По словам Руслана Кишмария, Грузия начала переброску спецподразделений к границе после инцидента 29 февраля. «В этот день сотрудники уголовного розыска Гальского РОВД, три человека, ехали на «уазике» из населенного пункта Отобая обратно в Гали, – заявил он. – В 60–70 метрах от границы с Грузией машина была подорвана на фугасе с дистанционным управлением. Ребята были ранены, но открыли ответный огонь. Нападавшие сразу же перебежали на грузинскую территорию, их было человек 5–6. Миротворцы и ооновцы зафиксировали, что был теракт. После этого началось нагнетание обстановки.
Между тем командующий Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) СНГ Сергей Чабан принял решение выставить дополнительные посты миротворцев вдоль линии разъединения сторон по реке Ингури, а саперы КСПМ возобновили инженерную разведку местности в Гальском районе. Эта разведка регулярно проводилась в годы «минной войны» с грузинскими партизанами из «Белого легиона», но в последнее время в ней не было необходимости.