Конституционный суд Армении сегодня рассмотрит иск кандидата в президенты Левона Тер-Петросяна. В исковом заявлении содержится требование отменить президентские выборы 19 февраля и назначить новые. Тер-Петросян считает, что итоги выборов фальсифицированы в пользу кандидата от власти премьер-министра Сержа Саркисяна.
В то, что Конституционный суд во главе с Гагиком Арутюняном удовлетворит иск Левона Тер-Петросяна, в Ереване не верит никто. Отказав в правоте первому президенту, суд, похоже, ничем не рискует. В столице введено 20-дневное чрезвычайное положение, на период действия которого запрещены массовые шествия, митинги и т.д. Сам Тер-Петросян призвал своих сторонников воздержаться от каких-либо активных действий. Но только в течение этого времени.
Более «результативными» будут, вероятно, процессы против организаторов митингов и шествий, которые, как известно, обернулись 1–2 марта масштабными столкновениями с силами правопорядка. По сообщению пресс-центра Генпрокуратуры, возбужден ряд уголовных дел по различным статьям. За время митингов, начавшихся 20 февраля, за решетку по различным обвинениям уже угодило около 10 политиков и общественных деятелей. Наиболее известные: лидер партии «Новые времена» Арам Карапетян, член политсовета партии «Республика» Сурен Суренянц, глава партии «Демократическая родина» Петрос Макян и перешедший на сторону Тер-Петросяна заместитель генпрокурора Гагик Джангирян. Согласно некоторым данным, высокопоставленные чиновники, симпатизировавшие первому президенту, освобождены с занимаемых должностей. Чистка коснулась и аккредитованного за рубежом дипломатического корпуса. Впрочем, власти эти сведения не подтверждают. Как и то, что активисты недавних митингов объявлены в розыск, а Левон Тер-Петросян находится под домашним арестом – выставленные около его особняка полицейские посты якобы обеспечивают безопасность первого президента.
Несмотря на то что президент Армении Роберт Кочарян ввел ЧП только в Ереване, местные власти решили закрутить гайки и в регионах. Так, в воскресенье во втором по величине городе, Гюмри, полиция задержала группу лиц во главе с председателем клуба журналистов «Аспарез» («Сфера») Левоном Барсегяном фактически только за то, что они, по мнению властей, готовились устроить акцию протеста. Людей освободили после вмешательства депутата парламента Заруи Постанджян и представителей влиятельных НПО.
В самом Ереване в воскресенье и понедельник обстановка нормализовалась, хотя чувствуется, что население взвинчено. Город очищен от сожженных машин, булыжников, металлических прутьев, мусора. Заработали магазины и кафе. Об уличных боях напоминают только разбитые витрины и несколько разгромленных магазинов. Но въезды в столицу продолжают контролироваться полицией, а центральные районы Еревана и стратегические объекты – полицией и армейскими подразделениями с тяжелой техникой.
Введенное 20-дневное ЧП затронуло местные СМИ. Редакции получили официальные уведомления о том, что на весь период действия ЧП они имеют право пользоваться исключительно официальными данными. Большинство армянских информационных сайтов уже заблокировано.
Вчера в Ереване похоронили погибшего в ходе столкновений 1–2 марта капитана полиции Гамлета Тадевосяна. С сегодняшнего дня начнутся похороны остальных. Накануне начальник Генштаба Министерства обороны генерал-полковник Сейран Оганян в выступлении по армянскому телевидению еще раз напомнил о том, что в столице действует режим чрезвычайного положения, не допускающий каких-либо манифестаций и шествий политического характера. Также в воскресенье президент Роберт Кочарян навестил в ереванских больницах раненых солдат и полицейских, которых, по некоторым данным, около 20. Некоторые находятся там с тяжелыми ранениями, но жизнь их вне опасности.
Ереван