0
1142
Газета СНГ Интернет-версия

29.02.2008 00:00:00

У Карабаха нет "дорожной карты"

Тэги: косово, петросян, карабах


Признание независимости Косово послужило сигналом для самопровозглашенных республик на территории бывшего СССР. О том, что может последовать за столь важным международным событием, в интервью «НГ» рассказал министр иностранных дел непризнанной Нагорно-Карабахской республики Георгий Петросян.

– Георгий Михайлович, в признании Косово огромную роль сыграли США. Иногда казалось, что Вашингтон в этом вопросе действует напористо, несколько хаотично. Но если сфокусировать внимание, можно увидеть четкую своеобразную «дорожную карту». Есть ли что-то подобное у Степанакерта?

– Между Косово и Степанакертом есть существенные различия. Схожесть только в правовом поле. «Дорожная карта» для Косово была разработана актором извне. Это было выгодно геополитически, поэтому США продавили идею независимости Косово. В отношении Нагорного Карабаха такого рода предложений нет. Есть Минская группа ОБСЕ, патронирующая армяно-азербайджанский переговорный процесс, организующая встречи между Ереваном и Баку. Судьба же Нагорно-Карабахской республики находится в наших собственных руках. Переговорный процесс проходит без нашего участия, и вряд ли это правильно. Это ведь своего рода нонсенс – решать чье-то будущее, не спрашивая его самого.

Последовательное развитие Карабаха базируется на нескольких компонентах. Это более четкое создание государственности, более внятная артикуляция принципов государственности в отношении нужд и проблем Нагорного Карабаха. И сегодня фактически и для властей, и для народа формулируется задача развития. Не выживания, а развития. Для этого надо добиться статуса свободного субъекта, быть гражданами. Такова одна из главных стратегических целей, которую ставит перед собой Карабах. Это касается и собственного народа, и властей.

– Складывается впечатление, что Нагорный Карабах отстранен от других непризнанных государств постсоветского пространства. Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия активно контактируют друг с другом, создают организации, а Карабах как-то в стороне┘

– Карабах является наблюдателем этих процессов. Но вместе с тем мы находимся в постоянном контакте с другими непризнанными. Наш представитель постоянно присутствует на межпарламентских ассамблеях. Но каждая страна сама выбирает для себя устраивающие ее форматы, определенную модель. В данном случае наша позиция такова: мы ни в коем случае не отказываемся от общения, но и единым фронтом не идем. Я уверен: рано или поздно люди, стремящиеся к свободе, ее получают. Только пути достижения этой цели могут быть разными. И никогда у нас не было цели демонстрировать большую степень суверенности, свою особенность в сравнении с другими.

– В последнее время актуализируется вопрос будущего Нагорного Карабаха. Будет ли он самостоятельной единицей или все-таки в составе Армении?

– Мой ответ и как человека и как министра – независимость.

– Два армянских государства?

– Я ничего дискомфортного в этом не нахожу. Есть же арабские страны с общими корнями. Или Косово и Албания. В нашем случае важны еще и вопросы истории. Когда в Карабахе выстраивается государственность, то она базируется на собственной идентичности, имеющей собственные многовековые корни. На протяжении веков Карабах сохранял элементы государственности. Возникает вопрос: а что в этом случае Армения? Армения – признанное государство, имеющее всю необходимую атрибутику, прошедшее 15 лет независимости. Мы считаем Армению гарантом нашей безопасности и независимости. Но и Карабаху почти столько же лет. Не случайно карабахская армия стала формироваться даже раньше. Жизнь заставляла нас принимать, назовем так, творческие шаги, потому что они все они касались в основном безопасности. При этом часто и много пишут о том, что происходит плавный перевод карабахского вопроса из одной политической плоскости в другую, конфликт, мол, изначально носил этнический характер. Это не так. Конфликт изначально был правовой! Я помню формулировку нашей независимости – 10 декабря 1991 года мы обратились к народу на референдуме со следующим вопросом: согласны ли вы, чтобы Нагорно-Карабахская республика была независимым суверенным государством, самостоятельно выстраивающим свои отношения с другими государствами? То обращение было отпечатано на трех языках и передано в том числе азербайджанской части населения Карабаха, которая воспользовались своим правом не голосовать. А уже после 10 декабря, когда началось формирование государства, формирование структур, последовала агрессия. До сих пор у нас есть оккупированные территории, свои беженцы┘ Сегодня переговорный процесс по Карабаху должен идти, с моей точки зрения, именно в политико-правовой плоскости. В противном случае вопрос может стать этническим, конфессиональным.

– Недавно народному движению «Карабах» исполнилось 20 лет. Вы состояли в его рядах. Что изменилось за это время?

– Я был непосредственным участником тех процессов. 20 лет назад я видел динамику, идеологическую мобилизацию. Сейчас я наблюдаю мобилизацию гражданскую. Мы строим государство. Каждый берет свою долю ответственности в рамках закона. Я это называю демократией.

– В основу урегулирования конфликтов, как правило, закладываются два принципа: право народа на самоопределение и территориальная целостность. Как совместить эти два принципа в карабахском случае?

– Терминология зачастую несуразна. Начну с того, чего мы хотим. Устранения конфликта, его разрешения или урегулирования? Несмотря на схожесть, это разные подходы. Если мы движемся к устранению конфликта, то нужно задействовать одну модель, если к разрешению – то другую, если к урегулированию – то это как штукатуркой расходящуюся трещину замазывать. В принципе сегодня мы пожинаем плоды временных урегулирований прошлых лет. А нам надо бы исчерпать конфликт. Вот в чем, по сути, проблема переговорного процесса по Карабаху. Надо искать подходы, учитывать хельсинкское соглашение, имеющее 10 равнозначных принципов. Не пытаться их объединять.

– Как это сделать без возвращения азербайджанских беженцев?

– Встречный вопрос: а как это сделать без возращения армянских беженцев? Этот вопрос я бы хотел задать азербайджанской стороне и посредникам. Мы никогда не ставили задачу создания гетто на нашей территории.

– А готово ли армянское общество к этому?

– У нас нет ксенофобии. Но говорить о готовности начать процесс преждевременно. Не готов к этому и Баку. Вспомните реакцию на поездку представителей азербайджанской интеллигенции совместно с армянскими деятелями культуры и науки в Карабах – уважаемые люди подверглись в Баку обструкции.

– Может ли когда-нибудь воцариться мир между армянами и азербайджанцами?

– Это неизбежно. Естественно, никто не скажет, когда это случится. Но нынешнее состояние не может продолжаться вечно. Потому что оно противоестественно, противоречит человеческой природе.

Степанакерт


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1146
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
718
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
500
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
718

Другие новости