Сторонники Левона Тер-Петросяна не собираются уходить с площади Свободы в Ереване.
Фото автора
Сегодня ЦИК Армении объявит окончательные итоги президентских выборов, состоявшихся неделей раньше. Оглашенные предварительные данные о победе премьер-министра Сержа Саркисяна вызвали острое недовольство сторонников первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Они убеждены в победе своего лидера. Проведенный пересчет голосов на нескольких избирательных участках подтвердил небеспочвенность претензий.
В ночь с субботы на воскресенье власти повели первые атаки на оппозицию, арестовав переметнувшегося к Тер-Петросяну заместителя генерального прокурора Армении Гагика Джангиряна и лидера партии «Новые времена» Арама Карапетяна. «Арест Джангиряна показателен. Он вел следствие по теракту в парламенте 27 октября 1999 года, когда были убиты спикер Карен Демирчян и премьер Вазген Саркисян. Очевидно, Джангирян мог назвать имена организаторов преступления – нити ведут к самым верхам», – сказал «НГ» и позднее повторил эти соображения с трибуны главный редактор газеты «Айкакан Жаманак» («Время Армении») Никол Пашинян, взявший на себя функции ведущего споксмена митингов в центре Еревана.
Сторонники Левона Тер-Петросяна не покидают площадь Свободы, невзирая на погоду, ни днем, ни ночью. Здесь устроен палаточный городок. Организаторы акции стараются обеспечить участникам, особенно прибывшим из регионов, возможный в таких условиях комфорт: подвозятся еда, питье, дрова, чтобы было чем греться промозглой ночью. В течение суток количество митингующих меняется от нескольких тысяч – ночью и утром, до многих тысяч – днем и вечером. Сколько продлится акция протеста, похожая на некое народное гулянье, – непонятно.
«Властная структура трещит, а народ не снижает давления. Митинг будет продолжаться, пока не будут выполнены наши требования или пока люди не устанут и сами не откажутся от этого метода борьбы», – заявил «НГ» в ночь с субботы на воскресенье Левон Тер-Петросян. По его словам, он готов к любым действиям властей, перешедших-таки к репрессиям. Но произведенные аресты, по мнению первого президента, свидетельствуют об агонии режима Кочаряна–Саркисяна. «Наши требования игнорируются┘ Власти в переговоры не вступают, видимо, полагая, что ситуация рассосется сама собой. Но она меняется не в их пользу: два заместителя министра обороны, замминистра иностранных дел, три посла, более десяти депутатов от партии власти выразили нам солидарность. Кандидат в президенты от «Дашнакцутюн» Ваан Ованнисян, у которого также были украдены голоса, в знак протеста подал в отставку с поста вице-спикера парламента», – сообщил «НГ» Левон Тер-Петросян.
Он выглядит уставшим. Кажется, ему приелась неопределенность. Ночью Тер-Петросян не выступает, выходит периодически на сцену под свет прожекторов. Этого достаточно, чтобы митингующие взрывались овациями и скандированием: «Левон! Левон!» Днем, появляясь перед многотысячной толпой непременно под «Героическую симфонию» Бетховена, он преображается, словно подпитываясь энергией музыки. Его движения на сцене производят впечатление тщательно отрепетированных. Жесты выверены, решительны и четки. Тер-Петросян блестяще манипулирует собравшимися. Его выступления носят просветительский характер с легким уклоном в политологию и историю, но каждый раз внезапно подходят к черте вульгарной оскорбительности в адрес Кочаряна–Саркисяна. И тогда толпа взрывается, заходясь в восторге.
Однако на площади Свободы собрались не только оголтелые фанаты Тер-Петросяна. «Я голосовал за Левона только потому, что терпеть кланово-кастовое устройство Армении, ежедневно терзаться мыслями о том, как прокормить семью, о том, что мои дети не смогут получить нормальное образование, уже нет сил. Может быть, при Левоне что-то для меня изменится», – сказал «НГ» ереванец Акоп Парунян.
При виде диктофона люди берут меня в плотное кольцо. «Напиши, брат, напиши о том, что вся Армения поделена 30–40 семьями, которые тоже не сами по себе, а работают на Кочаряна и Саркисяна┘» – дважды разорившийся (или, как сам считает, разоренный) Аркадий Микоян не договаривает. Пожилой Гриша Назарян долго рассуждает о терпении армян, о том, что без единства никак нельзя, потому как Армению готовы поглотить соседние Турция и Азербайджан. «Вот мы и терпели в ожидании выборов. Но еще десять лет терпеть – невозможно: нож дошел до кости», – резюмировал он.
Противников Тер-Петросяна на площади Свободы нет. В выходные они митинговали в регионах. Оппозиция не преминула объявить акции заказными или проплаченными. Но противников у первого президента действительно немало. Ему не желают прощать тяжелейшие 90-е годы, когда нация оказалась на грани выживания. «Чего ему надо? Один раз чуть не загнал страну в гроб, теперь еще раз пытается!» – подконтрольные властям армянские телеканалы (реально независимых нет вовсе) уделили просаркисяновским митингам в Горисе, Ванадзоре, Абовяне и других населенных пунктах изрядное время. Тогда как многотысячной акции у оперы словно и нет – коротенькие сюжеты посвящены жалобам жителей ближайших домов, сетующим на шум и неудобства, доставляемые митингующими. Впрочем, еще день назад и такого рода упоминаний о митингах Тер-Петросяна не было.
В воскресенье «левоновцы» устроили шествие по Еревану, пройдя с оглушительными криками об отставке Саркисяна от площади Свободы по проспекту Маштоца до площади Республики, где находится Дом правительства, оцепленный полицией, и по улицам Налбандяна и Туманяна обратно к площади Свободы. Когда первые ряды демонстрантов появились перед Домом правительства, последние ряды только покидали постоянное место дислокации – площадь Свободы. Таким образом, плотная толпа заняла около полутора километров. Сколько было людей? «Напиши 200–300 тысяч – не ошибешься, – посоветовали знакомые. – Хотя, может быть, и полмиллиона».
Между тем в понедельник Международная миссия по наблюдению за президентскими выборами в Армении (БДИПЧ ОБСЕ, ПАСЕ, Европарламент) обнародовала свое заключение, согласно которому подсчет голосов на 16% избирательных участков назван «плохим» и «очень плохим». В Ереване тут же вычислили, что речь идет примерно о 300 «забракованных» участках, что не может обеспечить кандидату в президенты победу в первом туре.