На неформальном саммите СНГ, прошедшем в минувшую пятницу в Доме приемов правительства в Москве, Владимир Путин представил лидерам Содружества Дмитрия Медведева как своего преемника. Это и стало главным событием встречи лидеров Содружества.
Владимир Путин в своем выступлении в открытой части саммита поблагодарил гостей за совместную работу, при этом не сказав ни слова о том, в каком формате он будет общаться с лидерами СНГ, став главой правительства. Зато он объяснил, почему поддержал Дмитрия Медведева в качестве будущего президента РФ: «Именно с ним вместе, непосредственно мы вырабатывали все основные решения, в том числе в самом важном для нас внешнеполитическом направлении – в направлении СНГ. Именно поэтому я считаю, что у нас не должно быть и не будет никаких революционных изменений именно в силу того, что Дмитрий Анатольевич – один из авторов российской политики на этом направлении».
Медведев, в свою очередь, подтвердил, что «Содружество было и остается главным российским внешнеполитическим и экономическим приоритетом». В качестве одной из самых актуальных тем он назвал «транспортную проблематику», предложив к предстоящему в этом году саммиту в Бишкеке выйти «с вполне конкретными результатами».
Политологи расходятся в прогнозах относительно того, на кого будут ориентироваться лидеры стран СНГ, выстраивая отношения с Россией, – на Путина или на Медведева. «Им придется привыкать взаимодействовать и с тем и с другим», – отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Политолог при этом подчеркивает, что со временем Путин будет передавать Медведеву все больше и больше полномочий для решения вопросов на постсоветском пространстве. Путин как глава правительства вряд ли замкнет на себя все экономическое взаимодействие со странами СНГ, оставив преемнику только представительские функции и решение политических проблем. «Во взаимодействии со странами СНГ политика и экономика очень тесно связаны, – говорит политолог, – и политический торг часто идет в обмен на какие-то экономические преференции».
«Пока неясно: решение Путина стать премьером – временная мера, чтобы поддержать на первых порах своего друга, или он останется на этом посту до конца президентского срока Медведева, а потом вновь вернется. Здесь остаются разные возможности. И мы не можем предугадать, какой вариант реализуется. Но от этого в том числе зависит и ситуация в СНГ, – говорит профессор, главный научный сотрудник Института Европы РАН Дмитрий Фурман. – Пока только ясно, что идеологические акценты, которые расставляет Медведев, в целом отличаются от путинских. Возникнут ли тут какие-то конфликты, будет ли противостояние или нет, непонятно».
Пока же фактор личности Путина играет значительную роль во взаимодействии России со странами СНГ. И Украина – конкретный тому пример. Так, украинский премьер Юлия Тимошенко в ходе своего визита в Москву предпочла озвучить свои предложения о сотрудничестве в энергетической сфере только в ходе встречи с Путиным один на один. Источник «НГ» в Кремле дал понять, что идеи Тимошенко серьезно отличались от того, с чем ранее приезжал в Москву Виктор Ющенко. Собеседник «НГ» назвал предложения украинского премьера «очень интересными». По словам кремлевского чиновника, Тимошенко и Путин также подробно обсудили вопрос о возможном обмене активами в космической и авиастроительной сферах. Они говорили о возможности вхождения Украины в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) в обмен на акции авиастроительных предприятий Украины. Разговор на эту тему, по словам собеседника «НГ», носил конструктивный характер.