Протестующих против итогов президентских выборов в Ереване оказалось немало.
Фото автора
В Ереване по-прежнему неспокойно. Сторонники проигравшего президентские выборы Левона Тер-Петросяна, не согласные с вердиктом ЦИКа, вновь собрались на митинг. В четверг в столицу продолжали прибывать посланцы из регионов. Полиция оставалась в повышенной готовности. Международные наблюдатели давали происходящему сдержанные оценки. Но представитель Госдепа США назвал их далекими от демократических норм.
В четверг утром западные наблюдатели и их коллеги от СНГ обнародовали оценки состоявшихся во вторник президентских выборов в Армении. В докладах отмечается, что выборы по большей части соответствовали международным стандартам, но некоторые детали «не способствовали повышению уровня доверия граждан». Спикер БДИПЧ/ОБСЕ Йенс-Хаген Эшенбахер заявил «НГ», что, признавая выборы соответствующими стандартам, наблюдатели все же имеют замечания к властям, Избирательному кодексу. «Нам бросилось в глаза недостаточное разграничение полномочий государства и властвующей партии. Кроме того, несовершенна процедура подсчета голосов», – сказал «НГ» Эшенбахер. Более остро оценил президентские выборы представитель Госдепа США Эдгар Васке, назвавший их далекими от демократических норм.
Умеренные заключения и рекомендации наблюдателей бросившего вызов властям Левона Тер-Петросяна никак не устраивают. В четверг он собрал на акцию протеста не меньше людей, чем в среду. На сей раз действо развернулось на площади Свободы. Той самой, на которой накануне прошли празднества по случаю победы в выборах Сержа Саркисяна. К слову, куда более скромные, чем можно было ожидать.
Под рев толпы, перекрывавший объявления шоумена, на сцену, подобно рок-звездам, один за другим выскакивали политики, поддерживающие Тер-Петросяна. Явление его самого произошло под «Героическую симфонию» Бетховена и восторженное скандирование «Левон!» тысяч почитателей. Тер-Петросян взгромоздился на сцену и тут же объявил борьбу не на жизнь, а на смерть нынешнему режиму. «Мы требуем аннулировать президентские выборы!» – объявил он.
Между тем собравшиеся по цепочке передавали друг другу, что лидер провалившегося на майских парламентских выборах политического блока «Импичмент» Никол Пашинян с друзьями объявил бессрочную сидячую акцию протеста до удовлетворения требований Левона Тер-Петросяна.
Окружившая площадь Свободы полиция периодически через громкоговорители напоминала о несанкционированности митинга. Но призывы к порядку тонули в криках: «Левон! Левон!» «Борьба! Борьба! До конца!» Внезапно на трибуне возникла Егине Бишарян – руководитель избирательного штаба кандидата в президенты, экс-спикера парламента Артура Багдасаряна, занявшего на нынешних выборах третье место. Ее появление было очень неожиданным. Отношения Тер-Петросяна и Багдасаряна теплыми никак не назвать, хотя одно время в Ереване и поговаривали об их возможном альянсе. Бишарян подбросила митингующим дополнительных эмоций сообщением о том, что на ряде избирательных участков выявлено: голоса, полученные Тер-Петросяном, приписаны Саркисяну. По некоторым данным, в частности по сообщению интернет-издания «Лрагир.ам», ссылающегося на источник в ЦИК Армении, пересчет голосов может быть произведен на более чем 100 избирательных участках. В ЦИКе эту информацию «НГ» не подтвердили.
Тем временем премьер-министр Серж Саркисян в четверг продолжал принимать поздравления с победой. Накануне депеши пришли от Николя Саркози, Владимира Путина, Михаила Саакашвили, выдающегося певца Шарля Азнавура и других. Однако Тер-Петросян уверен, что эти поздравления преждевременны, и власти вынуждены будут отступить. Площадь Свободы, по плану Тер-Петросяна, станет центром оппозиции, как уже была в 80-х годах прошлого столетия центром антисоветских выступлений. «Мы своих требований не изменим!» – пообещал он. Сторонники встретили это обещание очередной порцией бурных непрекращающихся оваций и скандированием имени первого президента Армении, на глазах превращающегося в кумира.
На момент подписания номера в печать митинг на площади Свободы продолжался. Количество участников даже увеличилось. Исчезла куда-то окружившая площадь полиция. «Нехороший знак, – сказал мне по этому поводу без устали размахивавший огромным флагом Армении молодой парень. – Наверное, вместо них спецназ пригонят».
К 17.00 по ереванскому времени спецназа около оперы не было, а на трибуне ораторы продолжали сменять друг друга.
Ереван