Готовится визит белорусского министра иностранных дел в Германию, об этом, ссылаясь на информацию «немецких деловых кругов», сообщил «НГ» белорусский политолог Валерий Карбалевич. По мнению эксперта, это может свидетельствовать о переходе отношений ЕС–Белоруссия на новый уровень.
Едва ли можно рассчитывать, что Александр Лукашенко сразу выполнит все условия, выдвинутые ЕС, говорит Валерий Карбалевич. «Это будет крах нынешней политической системы, чреватый потерей власти, на что Лукашенко не пойдет. Однако кое-какие действия он предпринял. Вероятно, и ЕС сделает ответные шаги. Подготовка визита – свидетельство тому», – сказал эксперт «НГ».
Напомним, что на прошлой неделе Александр Лукашенко дал добро на открытие в Минске представительства Еврокомиссии, распорядился отпустить на свободу политзаключенных и заявил, что ждет от ЕС ответных шагов.
Правда, насколько потеплеют отношения Белоруссии и ЕС, пока не ясно. За решеткой остается самый главный политзаключенный – экс-кандидат в президенты Александр Козулин. Судя по заявлениям самого Лукашенко, его соперник в борьбе за президентское кресло может помешать сотрудничеству Белоруссии с ЕС.
Тему политзаключенных Лукашенко развивал всю прошлую неделю. При этом они, как уже писала «НГ», друг за другом, неожиданно для себя, родственников и общественности, выходили на свободу. В выходные дни такого счастья удостоился ярый противник Лукашенко, бывший бизнесмен Андрей Климов. Ранее он был осужден за экономические преступления, затем за организацию «массовых беспорядков» (участие в акциях протеста). До минувших выходных отбывал наказание за антилукашенковскую статью в интернете.
В конце недели Лукашенко высказался по поводу судьбы Козулина. По его словам, он удовлетворил просьбы мировой общественности выпустить Козулина для того, чтобы он мог сопровождать на лечение в Германию свою больную жену. Однако сам заключенный от такого предложения отказался, что дает Лукашенко моральное право считать долг исполненным, а вопрос с политзаключенными закрытым. При этим Лукашенко шокировал местную общественность заявлением о том, что все это – следствие межличностных отношений супругов Козулиных. «Да она ему уже давно не была нужна», – по-кухонному просто сообщил белорусский президент в эфире национального канала.
Супруга Козулина Ирина ответила президенту открытым письмом. В нем она пояснила, что те условия, на которых власти готовы были освободить ее мужа, для него неприемлемы, а заявления Лукашенко – это верх цинизма. «Ему предлагали позорное бегство из страны», – пишет она.
Местные эксперты обращают внимание на двуличие Лукашенко, очевидно, загнанного в угол Россией. «Все белорусские эксперты едины в том, что шаги навстречу ЕС – следствие сильнейшего давления со стороны России», – сказал «НГ» Карбалевич. Европейским чиновникам Александр Лукашенко обещает выполнить их условия – освободить политзаключенных, обеспечить свободу слова и провести свободные выборы. Для местного использования у него имеется другая версия. Он по-прежнему не признает, что освобождаемые им люди были осуждены по политическим мотивам, и убеждает электорат в своем гуманизме.
Местная и международная общественность по-разному оценивают процессы вынужденной «демократизации» Лукашенко. С одной стороны, это позволяет надеяться на позитивные изменения пусть даже под давлением обстоятельств. «Я думаю, что Белоруссия на пороге политических изменений», – заявил, выйдя на свободу, Андрей Климов. В то же время в местных СМИ цитируются высказывания немецкого дипломата, который некогда руководил консультативно-наблюдательной группой ОБСЕ в Белоруссии, Ханс-Георга Вика, о том, что никакой эйфории в Европе по поводу выхода политзаключенных нет. Условий сотрудничества 12, а освобождение политзаключенных – это только один пункт. Там еще есть и свобода СМИ, и предпринимательства и т.д., напоминает он.
Минск