Михаил Саакашвили указал Москве на факты, мешающие нормализации грузино-российских отношений.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Тбилиси и Москва активно готовят встречу президентов Путина и Саакашвили. Переговоры лидеров двух стран вынесены за формат намеченного на 22 февраля неформального саммита СНГ: согласно предварительной договоренности, встреча в Кремле состоится во второй половине дня в четверг, а значит, у лидеров двух стран будет возможность и время обстоятельно обсудить состояние и перспективы грузино-российских отношений.
В то же время шаги, которые в последние дни предпринимаются в столицах двух стран, ставят под вопрос достижение прорывных договоренностей.
Михаила Саакашвили в Москву пригласили – на февральский неформальный саммит СНГ. И он это приглашение принял. О чем и объявил на минувшей неделе, отметив, что готов к «диалогу по всему спектру торговых, экономических, гуманитарных и политических отношений», тем более что, по его словам, возможность решить застарелые проблемы есть – в последнее время, мол, Грузия получает «позитивные сигналы от российских коллег». По словам Саакашвили, эти сигналы касаются и таких важных для Тбилиси вопросов, как возвращение грузинской продукции на российский рынок и возобновление авиационного сообщения между двумя странами, прерванного в октябре 2006 года из-за «шпионского скандала». Грузинский лидер сообщил, что, опять же предварительно, есть договоренность открыть совместные грузино-российские таможенные и пограничные пункты контроля на межгосударственной границе, в том числе на ее абхазском и югоосетинском участках. После реализации этих договоренностей, подчеркнул Саакашвили, Грузия снимет все свои возражения относительно вступления России во Всемирную торговую организацию.
Подтверждением готовности Тбилиси к серьезному диалогу стала серия визитов в Москву грузинских делегаций. На минувшей неделе повестку дня предстоящих переговоров на высшем уровне уточняли два заместителя министра иностранных дел, в том числе Григол Вашадзе, отвечающий в МИД Грузии за российское направление. А вчера в Москву на переговоры по возобновлению транспортных и торговых отношений между двумя странами прибыла делегация Минэкономразвития Грузии.
Однако наметившееся потепление грузино-российских отношений может в итоге оказаться лишь видимостью. С одной стороны, Тбилиси и Москва вроде бы действительно демонстрируют готовность помириться и оставить в прошлом ситуацию, которую аналитики двух стран не без основания назвали холодной войной, с другой – подготовка встречи Путин–Саакашвили сопровождается крайне жестким выяснением отношений. При этом с обеих сторон делаются шаги, которые ставят под вопрос результативность предстоящей встречи в Кремле. Скажем, зная негативное отношение Москвы к курсу Тбилиси на вступление в НАТО, руководство Грузии именно на прошлой неделе направило в Брюссель письмо, в котором выразило готовность республики присоединиться к Плану действий по вступлению в альянс (MAP) и официально попросило руководство НАТО оперативно принять решение по этому вопросу. На следующий день МИД РФ распространил заявление, в котором вопреки тому, что говорил в январе в Тбилиси министр Сергей Лавров, отмечается, что в случае международного признания независимости Косово Москва все-таки будет учитывать это обстоятельство «применительно к ситуации в Абхазии и Южной Осетии». В тот же день на Смоленской площади на самом высоком уровне приняли лидеров Абхазии и Южной Осетии Сергея Багапша и Эдуарда Кокойты. Тбилиси отреагировал на это жестко: в субботу российского посла в Тбилиси Вячеслава Коваленко вызвали в МИД Грузии и вручили ноту протеста. Высказался по этому поводу и президент Саакашвили. Выступив в субботу на заседании правительства, он призвал Россию «не играть с огнем». Саакашвили отметил, что действительно хочет урегулировать все вопросы с Россией «цивилизованно и по-дружески», но при этом не допустит возникновения даже малейших сомнений по поводу нерушимости границ Грузии.
Все это, считает председатель комитета по внешним связям парламента Грузии Котэ Габашвили, в преддверии встречи президентов, безусловно, создает определенные проблемы в двухсторонних отношениях. «Тем не менее шансы на успех переговоров в Кремле есть. Предстоящая встреча поможет четко определить главное – чего в конце концов хочет от нас Россия. Мы рассчитываем на доброжелательность Москвы, причем на полную, а не частичную. Однако заявление МИД РФ создает в этом смысле некую неясность. Ответная нота МИД Грузии была ведь вовсе не резким шагом, а просьбой объяснить, в чем тут дело, почему Москва так демонстративно и резко изменила свою позицию в отношении Абхазии и Южной Осетии», – сказал Габашвили «НГ». Возможно, считает он, ответы на все вопросы дадут прямые переговоры между президентами двух стран. «Ситуация ведь нестандартная. Для Путина это будут последние переговоры с грузинским лидером в ранге президента, и он может красиво завершить свое пребывание на этом посту, остаться в истории как человек, закрывший негативную страницу в российско-грузинских отношениях. С нашей стороны такое желание есть», – сказал Габашвили.
Тбилиси