Во вторник в Баку состоится заседание Координационного совета проекта железной дороги Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс (БТАК). По официальной информации, участники встречи обсудят ход работ на территории Грузии, а также вопросы финансирования на нынешний год. По неофициальной, речь также пойдет о возможной передаче в концессионное пользование грузинских рельсов России.
Год спустя после заключения трехстороннего договора по строительству железной дороги БТАК, которая, минуя Армению, по плану в 2009 году соединит Азербайджан, Грузию и Турцию, возникли новые обстоятельства. Они в той или иной степени могут отразиться на проекте. Речь в первую очередь идет о судьбе Грузинской железной дороги (ГЖД), вынесенной на повторный тендер на концессионное управление. Среди пяти претендентов – российская компания Center Invest Capital Partners.
В Тбилиси поговаривают, что за этой компанией, никогда прежде транспортными коммуникациями не интересовавшейся, стоят Российские железные дороги (РЖД), недавно взявшие в концессионное управление железнодорожную систему Армении. Как сказал «НГ» известный грузинский экономист Нико Орвелашвили, Тбилиси следует проявить максимальную бдительность. Он напомнил историю приватизации некоторых объектов, которые через какое-то время оказывались в собственности россиян: например, Тбилисские электрораспределительные сети первый их хозяин – американская компания AES – продал РАО «ЕЭС». «Интересы России к коммуникациям общеизвестны, и вполне допустимо, что, пусть и не сразу, РЖД овладеют ГЖД», – заявил Нико Орвелашвили «НГ».
Заинтересованность России в грузинской железной дороге на прошлой неделе подтвердил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Отвечая на вопросы журналистов об участии российской стороны в соединении железнодорожных систем Армении и Ирана, он заявил, что этот проект вписывается в коридор «Север–Юг», что выход в Иран через Армению является для России важной составляющей этого коридора, но при этом подчеркнул, что более важным для России является восстановление абхазского участка Транскавказской железной дороги (ТЖД), которая обеспечивает связь между Россией, Грузией и Арменией. «Вопрос железнодорожного сообщения Армения–Иран необходимо рассматривать одновременно с восстановлением абхазского участка», – отметил Игорь Левитин, пояснив, что прямая железнодорожная линия необходима, так как по паромной переправе Порт Кавказ–Поти невозможно осуществлять серьезные грузоперевозки. Он выразил надежду на то, что заявления президента Грузии Михаила Саакашвили о готовности налаживать хорошие отношения с Россией будут способствовать процессу восстановления движения составов по абхазскому участку ТЖД.
Позицию Тбилиси по этому вопросу обнародовал госминистр по реинтеграции Темур Якобашвили: «Грузия готова обсудить с Абхазией восстановление железной дороги и отмену экономических санкций, табуированных тем нет». Если планы в отношении абхазского участка будут реализованы, то и политически, и экономически именно это направление станет для Тбилиси приоритетным. Тогда технико-экономическому обоснованию проекта БТАК потребуется корректировка. Вероятно, в сторону уменьшения нынешних перспективных показателей, и к проекту, экономическая целесообразность которого уже сейчас вызывает некоторые сомнения, добавятся новые вопросы.
По словам президента Ассоциации экономической безопасности Грузии Гии Хухашвили, вхождение России в южнокавказскую железнодорожную систему, безусловно, может отразиться на БТАК. Особенно если заработает абхазский участок. «Правда, здесь масса политических и технических вопросов. Наиважнейшие из них – граница и перевозка акцизных грузов», – считает эксперт. Но если стороны придут к согласию, то интерес Тбилиси к турецкому направлению железной дороги, естественно, ослабеет.
«Ситуация запутывается. Вполне закономерно, что в свете приватизации ГЖД у Баку и Анкары возникли вопросы к Тбилиси: насколько обязательства грузинских властей, взятые в рамках проекта БТАК, перейдут к частному инвестору?» – заявил он. Дело в том, что если политическая составляющая проекта БТАК с учетом заблокированного абхазского участка для Тбилиси в целом привлекательна, о его экономической части этого не скажешь. «С запуском в эксплуатацию маршрута БТАК, определенного грузооборота, следовательно, и дохода, лишатся грузинские порты и сама Грузинская железная дорога. При этом не стоит рассчитывать на прибыль от транзита, она будет направляться на погашение взятого у Азербайджана кредита под строительство ветки Ахалкалаки–Карс», – сказал «НГ» Гия Хухашвили. Насколько готов к такому раскладу будущий концессионер ГЖД – сказать трудно. И, таким образом, не исключено, что завтра в Баку азербайджанская и турецкая стороны захотят получить от грузинской твердые гарантии безусловной реализации договора по БТАК, заключенного президентами трех стран 7 февраля прошлого года.