В Белоруссии один за другим на свободу досрочно вышли четверо политзаключенных. Местные эксперты подозревают, что таким образом Александр Лукашенко пытается добиться расположения Европы и противостоять давлению России.
Очередным в списке освобожденных политзаключенных стал Артур Финькевич, ранее приговоренный к полутора годам заключения за политические граффити. Еще раньше из тюремной камеры вышел его коллега по молодежной организации «Молодой фронт» Дмитрий Дашкевич и предприниматели, осмелившиеся вступить в борьбу за свои права с государственной машиной, Николай Автухович и Юрий Леонов.
Для всех досрочно освобожденных этот факт стал большой неожиданностью. По их рассказам, администрация колоний странным решением сверху была удивлена не меньше самих заключенных.
Местные информационные ресурсы запестрели комментариями оппозиционных политиков. Все они сходятся в одном – такие решения были приняты под давлением требований ЕС и США. Наблюдатели полагают, что официальный Минск после решения США заморозить счета «Белнефтехима» убедился в серьезности намерений ввести экономические санкции против Белоруссии. Напомним, что первое условие, которое Белоруссия должна выполнить для начала диалога с ЕС, сформулированное Брюсселем еще в 2006 году, это освобождение политзаключенных.
Европейские послы, кстати, уже высказали одобрение действиям властей. «Надеемся, что в скором времени последуют другие освобождения и в дальнейшем в Беларуси не будут заключать в тюрьму людей за их мнения», – заявила, общаясь с журналистами, посол Франции в Белоруссии Мирей Мюссо. По ее словам, «господин Лукашенко и власти страны хотят более тесных отношений с Европейским союзом». Подтверждением этой мысли может служить и недавно состоявшаяся встреча Лукашенко с послом ФРГ Гебхартом Вайсом.
Серьезной проблемой для Белоруссии стало подорожание с начала 2008 года европейских виз для белорусов. Если раньше поехать, например, в соседнюю Литву стоило 5 евро, то теперь 60. Европейские политики объясняют такое отношение к Белоруссии ее нежеланием участвовать в европейской политике добрососедства. Комментируя визовый вопрос, чиновники ЕС опять же кивают на те самые 12 условий для начала белорусско-европейского диалога, на первом месте среди которых – освобождение политзаключенных.
Правда, в конце января группа депутатов Европарламента инициировала сбор подписей за снижение стоимости шенгенских виз для белорусов. Накануне пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Попов, комментируя эту инициативу, заявил, что Белоруссия готова к переговорам на визовую тематику и со своей стороны делает все возможное.
Между тем местная оппозиция сомневается в том, что намерения Лукашенко по демократизации общества искренни. Правозащитники обращают внимание на новые аресты, которые идут синхронно с досрочными освобождениями. К тому же остается за решеткой главный политзаключенный Белоруссии – экс-кандидат в президенты Александр Козулин. Наблюдатели в Минске полагают, что «дрейф» в сторону Европы – это следствие проблем на российском направлении. «Белорусские власти оказались под огромным давлением со стороны России и их толкают к объединению. В этих условиях они вынуждены искать противовес со стороны Европы», – приводят местные СМИ слова бывшего политзаключенного лидера белорусской социал-демократической партии «Народная Грамада» Николая Статкевича.
Минск