Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в среду обратился с ежегодным посланием к народу. Подчеркнув необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества с Россией, он отметил, что для укрепления безопасности в Центральной Азии его страна расширит конструктивное взаимодействие с США, ЕС и НАТО. С этой целью будет разработана специальная программа под названием «Путь в Европу».
Говоря о внешней политике страны на предстоящий год, Нурсултан Назарбаев отметил необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества с Россией, Китаем и государствами Центральной Азии. Это создаст «прочную основу для стабильности, открытого диалога и взаимодействия в регионе», – сказал он. При этом президент отметил, что для укрепления безопасности в Центральной Азии Казахстан будет расширять конструктивное взаимодействие с США, Евросоюзом и НАТО. Для этого предполагается разработать специальную программу «Путь в Европу». По убеждению казахстанского лидера, она «должна способствовать, во-первых, совершенствованию наших законов, во-вторых, разработке своей повестки дня, стратегического видения нашего председательствования в ОБСЕ». В целом же приоритеты Казахстана в этой области останутся неизменными, резюмировал Назарбаев.
В числе масштабных планов он назвал реализацию самого крупного в Казахстане транспортного проекта. В текущем году начнется практическая реализация трансконтинентального коридора «Западная Европа – Западный Китай». Технико-экономическое обоснование развития этого международного маршрута уже разработано в прошлом году. В нем обосновано создание транспортно-логистических центров и возможность внедрения платной системы на некоторых участках дороги. Согласно ТЭО протяженность коридора по территории Казахстана составляет 2552 км. Предварительная стоимость проекта – 230 млрд. тенге (около 2 млрд. долл.), которая будет уточнена по итогам госэкспертизы. Минтранском Казахстана неоднократно заявлял, что для финансового обеспечения проекта планируется широкое использование механизмов государственно-частного партнерства, а также привлечение к сотрудничеству международных финансовых институтов. В Астане полагают, что реализация данного проекта позволит переориентировать транспортировку части китайских товаров с морского транспорта на автомобильный, а также привлечь транспортные потоки из стран Центральной Азии. По прогнозу Минтранскома Казахстана, при реализации проекта объемы автомобильных перевозок через территорию республики по данному коридору возрастут с 900 тыс. тонн до 3,5 млн. тонн.
Так, по прогнозу Минтранскома Казахстана, при реализации проекта объемы автомобильных перевозок через территорию республики по данному коридору возрастут с 900 тыс. тонн до 3,5 млн. тонн.
Назарбаев также отметил, что в текущем году государство усилит позиции в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков. И прежде всего в нефтяной отрасли. Для этого будет усилено влияние государства на стратегические отрасли энергетики. В этом направлении уже кое-что сделано, пример тому – увеличение казахстанской доли в освоении нефтяного месторождения Кашаган, возврат в госсобственность угольного разреза Богатырь.
Еще один немаловажный момент: правительству Казахстана, по словам президента, придется сократить все государственные расходы, кроме социальных. Временно, до преодоления проблем в финансовом секторе. Такая экономия, по словам Назарбаева, будет «способствовать снижению давления на инфляцию, а также еще больше увеличит резервы страны в случае возможного снижения цен на энергоносители и сырьевые ресурсы».
Астана