Александру Лукашенко западная дипломатия не по нраву.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Александр Лукашенко обвинил послов ЕС и США в нежелании строить добрые отношения с Белоруссией. Но при этом белорусский президент высказал свои претензии не напрямую, а передал через главу дипломатической миссии Германии в Минске.
Свое отношение к деятельности западных дипломатических миссий белорусский президент обнародовал во время встречи с чрезвычайным и полномочным послом Федеративной Республики Германия в Белоруссии Гебхардтом Вайсом в конце минувшей недели. «Роль любого посла – устанавливать нормальные дружеские отношения своей страны со страной пребывания», – напомнил Александр Лукашенко. «К великому сожалению, у западных послов такого желания нет», – констатировал он. Белорусский лидер признался, что особое недовольство у него вызывает поведение главы дипломатического представительства США.
Напомним, что накануне нового года, рассуждая о привлекательности Белоруссии для иностранных инвесторов, Лукашенко резко высказался в адрес США, которые вводят торгово-экономические ограничения в отношении его страны (в ноябре были заморожены счета концерна «Белнефтехим»). «Как только будут введены существенные для нашей экономики санкции, мы отреагируем жесточайшим образом по всем направлениям: и в политике, и в экономике, и по другим направлениям. Первый, кто будет вышвырнут, – это посол Соединенных Штатов», – пригрозил тогда Лукашенко.
Раздражение белорусского лидера вызвали комментарии посла США в Белоруссии Карен Стюарт по поводу введения санкций. Речь шла о том, что вопрос демократии в Белоруссии остается важным для США и руководство страны не намерено игнорировать его в дальнейшем.
Общаясь с немецким дипломатом, Лукашенко также обвинил западных послов в лицемерии. «Во время личных встреч они говорят, что их устраивает то, что происходит в Белоруссии, особенно наша стабильность», – заметил Лукашенко. В то же время их официальные заявления отличаются резкостью и изобилуют негативными оценками, пожаловался он.
При этом немецкая миссия выгодно отличается от всех других своей конструктивностью, польстил г-ну Вайсу Лукашенко. Посол, однако, провокационный посыл не поддержал и предложил не концентрироваться на прошлых обидах, а смотреть вперед. В частности, он предложил провести предстоящие парламентские выборы таким образом, чтобы отношения Белоруссия–ЕС вышли на новый уровень. Тем самым посол ФРГ подтвердил свое согласие с позицией ЕС, ставящей перспективы сотрудничества в зависимость от демократизации Белоруссии, в частности от готовности официального Минска проводить свободные выборы.
Несмотря на резкость высказываний, сам факт встречи Лукашенко с немецким послом может свидетельствовать о желании белорусского руководства наладить отношения с Западом и тем самым реализовать политику многовекторности, заявленную в прошлом году в период обострения российско-белорусских отношений. Ориентируясь на Россию, мы «летели на одном крыле», признавался Лукашенко и выражал намерение исправить ситуацию. Судя по всему, восстановление «мира» на восточном направлении намерений президента не изменило. Эксперты не исключают, что активные подвижки, которые сегодня наблюдаются в отношениях России и Белоруссии, – всего лишь перемирие накануне российских выборов.
Многовекторность официального Минска проявилась на прошлой неделе и в установлении дипломатических отношений с Грузией. В Белоруссию прибыл чрезвычайный и полномочный посол этой страны Давид Залкалиани. 1 февраля он передал копии верительных грамот министру иностранных дел Белоруссии Сергею Мартынову.
Напомним, что до прошлого года между странами существовали напряженные отношения. Официальный Минск подозревал Тбилиси в намерении импортировать в Белоруссию революцию. Из страны высылались граждане Грузии, подозреваемые властями Белоруссии в революционных наклонностях. «Грузинская революция вдохновила освободительные движения на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, Кыргызстане. Примеры этой революции дают силы борцам за свободу в Беларуси», – сказал как-то президент Грузии Михаил Саакашвили, чем, естественно, вызвал недовольство белорусского коллеги.
Минск