Грузия с 1 марта может упразднить льготы на железнодорожные транзитные перевозки для Армении. Предполагается, что будут аннулированы 17-процентная скидка на перевозку жидких грузов и 22-процентная скидка для сухих и твердых. Об отмене льгот в Тбилиси заговорили после того, как «Армянские железные дороги» (АЖД) перешли в концессионное управление «Российских железных дорог» (РЖД).
Неприятное для Еревана сообщение распространило издание ArmeniaToday. Новость, обескураживающая вдвойне, потому что власти Армении надеялись на большее послабление транзитного железнодорожного режима с грузинской стороны. В апреле прошлого года премьер-министр Армении Серж Саркисян в беседе с корреспондентом «НГ», поблагодарив грузинских партнеров за предоставленные льготы, дал понять, что Ереван надеется еще на некоторую скидку. Теперь для Армении, из-за блокады со стороны Турции и Азербайджана имеющей, по сути, один полноценный сухопутный выход в мир через Грузию, могут наступить нелегкие времена.
В обнародованном в ArmeniaToday сообщении говорится, что льготы будут аннулированы со следующего месяца. Решение принималось 26 января на совещании у генерального директора компании «Грузинские железные дороги» Ираклия Эзугбая, после чего армянскую сторону уведомили о том, что 1 марта действующие в рамках тарифного соглашения железнодорожных администраций государств – участников СНГ скидки для транзита армянских грузов будут отменены. «Объяснили это незатейливо: скидки предоставлялись армянской компании, а не РЖД, которые стали концессионером АЖД», – говорится в статье.
«НГ» уже писала о том, что РЖД победили в тендере на передачу АЖД в концессионное управление. Российская сторона намерена в течение 30 лет вложить в развитие АЖД 570 млн. долл., а если будет разблокировано железнодорожное сообщение с Турцией, Азербайджаном и заработает абхазский участок Грузинской железной дороги (ГЖД), то инвестиции превысят 2 млрд. долл. Официальный представитель российской компании сообщил «НГ», что интересы РЖД не ограничиваются Арменией, и если, в частности, ГЖД будут выставлены на тендер, то РЖД обязательно примут в нем участие.
На днях Тбилиси действительно объявил тендер на концессионное управление ГЖД. Однако среди пяти претендентов РЖД нет. Старший вице-президент российской компании Федор Андреев сказал журналистам, что РЖД не участвуют в конкурсе, поскольку нет заинтересованности. Однако другой представитель РЖД на условиях анонимности несколько иначе объяснил ситуацию: «В нашем участии нет смысла по политическим причинам: с учетом грузино-российских отношений трудно представить нашу победу». Он отказался комментировать намерения грузинской стороны по отмене льгот для АЖД, совпавшее с приходом РЖД в Армению, заметив, что и это может быть политическим решением Тбилиси, которое наглядно иллюстрирует, насколько искренни планы грузинского руководства восстановить нормальные отношения с Москвой. «Что же касается Армении, то после заключения договора с Ираном мы будем активно развивать иранское направление АЖД», – сообщил собеседник.
Официальные структуры Грузии и Армении воздержались от комментариев. Зато грузинский эксперт по экономическим вопросам, лидер политического движения «Национальный форум» Нико Орвелашвили сказал «НГ», что критиковать только власти Грузии за отмену льгот Армении, железными дорогами которой стала владеть Россия, неправильно. «Российско-грузинские отношения – комплексная проблема. Со стороны России, к сожалению, не наблюдается готовности улучшить отношения. За примерами далеко ходить не надо – то же дискриминационное торговое эмбарго. При этом опыт подсказывает: когда на уступки идет Грузия, это, к сожалению, Москвой воспринимается не как добрая воля, а как слабость», – заявил «НГ» эксперт. Говоря о готовящейся передаче ГЖД в концессионное управление, Нико Орвелашвили подчеркнул, что является противником передачи стратегических объектов иностранцам. Но если уж власти пошли на такой шаг, то надо проявить максимальную бдительность. «Электрораспределительные сети Тбилиси тоже поначалу не принадлежали россиянам, зато теперь они в собственности РАО «ЕЭС». Как бы аналогичное не произошло и с железной дорогой – интересы России к коммуникациям общеизвестны, и вполне допустимо, что если не сразу, то через какое-то время РЖД овладеет-таки ГЖД», – заявил Нико Орвелашвили «НГ». Озабоченность эксперта понятна, если учесть, что среди упоминавшихся пяти кандидатов на ГЖД есть и российская компания Center Invest Capital Рartner.