Во вторник Совет безопасности ООН провел закрытые консультации по урегулированию грузино-абхазского конфликта. Был обсужден обнародованный несколько дней назад доклад генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по ситуации в самопровозглашенной республике Абхазия. В документе генсек ООН подверг критике положение в зоне грузино-абхазского конфликта и призвал стороны сделать все необходимое для возобновления переговоров.
Членам Совета Безопасности доклад Пан Ги Муна представил глава Миссии ООН по наблюдению в Грузии Жан Арно. В документе отмечается, что после октября 2007 года в зоне грузино-абхазского конфликта не было вооруженных столкновений, но на таком «позитивном фоне шла череда дезинформации, порождающая враждебность и страхи». «К сожалению, заявления, касавшиеся либо развертывания сил по обе стороны от линии прекращения огня, либо инцидентов с участием абхазских сил или миротворческих сил СНГ, порождали напряженность, а иногда и вызывали тревогу в зоне конфликта и за ее пределами», – отмечено в докладе. В документе подчеркивается, что несоответствие между реальным положением на местах и тем, что сообщалось в средствах массовой информации или в официальных заявлениях, вызывает крайнюю озабоченность.
С особой тревогой Пан Ги Мун отметил, что «грузино-абхазский политический процесс зашел в тупик». «В 2007 году отношения между сторонами были на самом низком уровне за весь период с 1998 года», – говорится в докладе и указывается, что Секретариат ООН при поддержке Группы друзей мог бы провести оценку мирного процесса в Абхазии, Грузия, и нейтрализовать возникшие негативные тенденции.
Несмотря на критичность доклада генсека ООН, МИД Грузии расценил его положительно. В распространенном комментарии внешнеполитическое ведомство отмечает, что документ «сбалансирован и отражает реальность в конфликтном регионе». «В докладе подчеркнуто, что окончательное урегулирование конфликта должно быть в соответствии с принципами так называемого Боденовского документа, который определяет статус Абхазии в рамках грузинского государства», – говорится в комментарии департамента прессы и информации МИД Грузии.
Положительно оценили доклад и во внешнеполитическом ведомстве Абхазии. Его руководитель Сергей Шамба при этом отметил «НГ», что в принципе ничего нового в документе нет и генсек ООН известному положению дел придал официальность. Однако возобновлять переговоры с Тбилиси абхазская сторона в нынешних условиях не собирается. «Президент Саакашвили устроил очередную провокацию, переименовав Министерство по урегулированию конфликтов в Министерство по реинтеграции. Переговоры и так дышат на ладан, не работает четырехсторонняя комиссия, не выполняются соглашения, а тут еще такая демонстративная смена вывески для мировой общественности. Ни о какой реинтеграции речи быть не может, абхазский народ уже сделал свой выбор в сторону независимости», – заявил Шамба «НГ». При этом он не исключил, что переговоры могут все-таки состояться, но, если грузинскую сторону будет представлять иное министерство или ведомство. «Речь может идти, допустим, о МИДе, который, собственно, и вел переговоры, пока его представителей не заменили на людей из Министерства по урегулированию конфликтов. Тогда мы закрыли на это глаза, но сегодня подобного делать не будем. Мы можем вести с Тбилиси переговоры по поводу невозобновления конфликта, по поводу сохранения стабильности в регионе, но не по вопросам, касающимся отказа от суверенитета», – заключил Сергей Шамба.
Темур Якобашвили, назначенный на должность главы ведомства по реинтеграции, заявил «НГ», что не понимает агрессивного настроя абхазской стороны. «Главное не в названии, а в том, чем мы будем заниматься. Реинтеграция для нас означает сближение, диалог, а не конфронтацию. В ближайшее время мы подвергнем ревизии все, что есть в багаже грузино-абхазского урегулирования, чтобы понять, почему переговорный процесс находится в тупике, почему не выполняются соглашения и т.д.», – сказал Якобашвили «НГ». По его словам, он собирается вести работу в трех направлениях: прямой диалог с абхазским народом, причем не только с живущими на исторической родине, но и с диаспорой; диалог с Россией во всех ветвях власти; диалог с Западом, с международными организациями. При этом Якобашвили особенно подчеркнул, что не является сторонником выдавливания российских миротворцев из Абхазии, но считает необходимым, чтобы они эффективнее выполняли возложенную на них миссию. «Я все-таки настроен оптимистично и полагаю, что мы сумеем убедить наших партнеров и в Абхазии, и в Южной Осетии продолжить переговоры», – заявил Темур Якобашвили «НГ».
Политолог Паата Закареишвили, комментируя «НГ» доклад генсека ООН и отказ абхазской стороны от переговоров с Тбилиси, подчеркнул объективность документа Пан Ги Муна и выразил недоумение по поводу появления ведомства по реинтеграции. «Создание Министерства по реинтеграции вполне оправданно для национальных меньшинств Грузии, скажем, армян или азербайджанцев, не претендующих на суверенитет, не втянутых в должной мере в государственные процессы, но не в отношении Абхазии. Это опять свидетельствует о поверхностном подходе властей к разрешению конфликтов, о том, что они не понимают их сути», – заявил Закареишвили «НГ».