При утверждении нового правительства у спикера Нино Бурджанадзе проблем в парламенте не будет.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня парламент Грузии на внеочередном заседании должен утвердить новый состав правительства страны. Вопрос можно считать решенным: все кандидаты в министры без проблем прошли собеседования в парламентских комитетах. Процедуру утверждения могли осложнить оппозиционные фракции, но они решили не участвовать ни в обсуждении представленных президентом Михаилом Саакашвили кандидатур, ни в сегодняшнем голосовании.
Ожидавшегося радикального обновления правительства в Грузии не случилось. Хотя еще неделю назад президент Саакашвили пообещал, что «изменения коснутся более половины состава правительства, серьезные перемены будут в экономическом и силовом блоках». На деле же, как считают многие грузинские аналитики, «обновление» свелось к очередной «кадровой косметике».
Перемен действительно немного. Наиболее резонансные из них – отставка главы МИДа Гелы Бежуашвили, который вдруг решил уйти в частный бизнес, и упразднение поста госминистра по координации экономических реформ – приглашенный четыре года назад из России на эту должность Каха Бендукидзе отныне будет возглавлять Госканцелярию. Министром иностранных дел становится Давид Бакрадзе, в прежнем правительстве занимавший пост госминистра по урегулированию конфликтов. Это ведомство будет переименовано в аппарат госминистра по вопросам реинтеграции, который возглавит конфликтолог Темур Якобашвили. Еще один представитель неправительственного сектора – Гия Нодия возглавит Министерство образования и науки. Меняется руководство в Министерстве юстиции – прежний руководитель Эка Ткешелашвили возглавит Генпрокуратуру, сменив на этом посту Зураба Адеишвили, которого прочат на пост главы президентской администрации. Что касается силовиков, то их президент Саакашвили решил не менять: МВД по-прежнему будет возглавлять Вано Мерабишвили, которого в Грузии считают инициатором подавления митинга оппозиции 7 ноября, а пост главы Минобороны сохранит за собой Давид Кезерашвили. Всего в новом правительстве, которое снова возглавит премьер Владимир Гургенидзе, будет 12 министров и 6 госминистров.
Комментируя предложенный президентом состав нового правительства, лидеры грузинской оппозиции заявляют, что Саакашвили «в очередной раз пытается обмануть народ», так как «своих» людей президент и на этот раз оставил на прежних постах. Тем самым, как считает представитель оппозиционной парламентской фракции «Новые правые» Мамука Кацитадзе, президент усугубляет кризис, начавшийся в стране минувшей осенью. «Грузия получила третьего по счету, после Багапша и Кокойты, нелегитимного президента и такое же нелегитимное правительство. Оппозиция не признает ни такого президента, ни такое правительство», – заявил вчера в эфире Общественного телевидения Грузии Мамука Кацитадзе. Другой представитель оппозиции в парламенте, председатель фракции «Демократический фронт» Каха Кукава, со своей стороны, не сомневается, что обновленное правительство продержится от силы пару месяцев.
Серьезных сложностей для власти после утверждения нового правительства не исключают и многие аналитики. В частности, авторитетный эксперт Гия Хухашвили считает, что «в некотором плане этот кабинет министров будет даже хуже предыдущего». «Если взять Министерство иностранных дел, то там планка понижена, так как и по профессиональным качествам, и по опыту новый министр Давид Бакрадзе уступает Геле Бежуашвили. В новом правительстве появились искусственные должности типа госминистра по работе с диаспорой», – сказал Хухашвили «НГ». По его словам, Саакашвили в очередной раз устроил «кадровую карусель», не понимая или не желая понимать, что в стране – системный кризис. «В такой ситуации совершенно не важно, кто что будет возглавлять, кто какой портфель получит. Надо менять систему власти, проводить системные реформы, уходить от авторитарной модели управления страной, однако на это власть так и не пошла», – сказал эксперт «НГ». Действия оппозиции, устроившей бойкот при обсуждении состава правительства, Хухашвили считает вполне оправданными. «Власть потеряла авторитет в обществе, и оппозиция не хочет разделять ответственность за происходящее в стране», – считает Хухашвили.
Тбилиси