МВД Киргизии предложило запретить проведение в центре Бишкека праздничного намаза в священные для мусульман дни Орозо айта и Курман айта. Эта инициатива силовиков вызвала протест мусульман и правозащитников.
В МВД комментируют ситуацию так: милиция не может обеспечить правопорядок и безопасность во время праздничных намазов, число участников которых с каждым годом растет. По наблюдениям экс-главы МВД Болотбека Ногойбаева, «если пять лет назад в молитвах принимали участие 5–10 тысяч человек, то в настоящее время их число достигает 40–50 тысяч и более┘ такое количество людей, принимающих участие в намазе, физически не может расположиться на отведенной территории». Министр предложил проводить праздничные намазы в районе мечетей, а не в центре города.
Представители Государственного агентства по делам религий идею МВД поддержали. Советник директора агентства Шамшибек Закиров отметил, что «предложение рассчитано на более эффективное использование мечетей. Ведь намного лучше, если намаз читается в помещении, нежели на улице».
Между тем перспектива запрета намаза в центре города вызвала волну протестов среди людей, исповедующих ислам, – подавляющее большинство представителей этого религиозного течения посчитали возможное ограничение нарушением их прав.
Депутат киргизского парламента Алишер Сабиров заметил, что идея МВД «противоречит основным принципам Конституции», поскольку запретом проведения намаза в центре города государство вмешивается в религию. Эксперт-аналитик исследовательского центра «Политика, религия, безопасность» Орозбек Молдалиев назвал доводы МВД «надуманными» и отметил, что соборная мечеть «не вмещает в себя всех желающих даже на пятничные богослужения».
Сейчас главная мечеть не справляется с наплывом верующих. Ни одно из помещений, находящихся в распоряжении ДУМК (Духовного управления мусульман Киргизии), 50 тыс. человек не вместит.
Примечательно, что после того как министр МВД Болотбек Ногойбаев отправил письмо с предложением запретить проведение намаза в центре Бишкека, он был отправлен в отставку «в связи с переходом на другую работу». Однако ни президент, ни премьер-министр до сих пор не обозначили свою позицию по данному вопросу. Новое руководство МВД письмо с предложением не отзывало.
Между тем, по мнению ряда аналитиков, ограничение на проведение намаза связано с опасением властей, что 50 тыс. человек, собирающихся неподалеку от Дома правительства, парламента, ряда министерств и ведомств, могут стать жертвами теракта. Как заметил «НГ» директор исследовательских программ независимого исследовательского центра «Мирная Азия» Канат Тюкеев, для Центрально-Азиатского региона в целом и Киргизии в частности основной угрозой является подрывная деятельность религиозно-экстремистских и террористических организаций. Они представлены в лице «Хизб ут-Тахрир», «Исламской партии Туркестана» (ИДУ), целями которых является свержение существующего конституционного строя в Узбекистане и Киргизии.
Между тем на фоне активизации радикальных организаций традиционный ислам в Киргизии переживает кризис. Как сообщил «НГ» эксперт Института стратегического анализа и прогноза Кадыр Маликов, «чиновники, а также официальные религиозные лидеры теряют авторитет среди людей, исповедующих ислам. Бедность, безработица и низкий уровень образования – удобная почва для радикальных идеологов. Во всех республиках Центральной Азии население отходит от атеистических подходов, при этом наблюдается политизация ислама».
По официальным данным, в Киргизии действует более 1,6 тыс. мечетей, семь исламских высших учебных заведений. 80% населения исповедуют ислам, 9% – православие. В республике насчитываются 1742 исламские организации, 46 православных.
Бишкек