Азербайджан, Армения и Грузия готовятся к приезду «тройки» ЕС, сформированной из высопоставленных представителей Евросюза. Визит состоится в начале февраля. Известен и круг тем для обсждения: политика добрососедства ЕС с государствами Южного Кавказа и территориальные конфликты. Активизация европейских представителей в конфликтных зонах СНГ, которая наблюдается в последнее время, по мнению экспертов, связана с ситуацией в Косово.
Во внешнеполитических ведомствах трех стран отметили особую значимость визита делегации, предусматривающего встречи на высшем уровне. Причем пресс-секретарь МИД Армении Владимир Карапетян в беседе с корреспондентом «НГ» не исключил приезда спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Петера Семнеби, который «по должности может заниматься подготовкой визита».
«Особая значимость» визита делегации ЕС во главе с еврокомиссаром по внешним отношениям Бенитой Ферреро-Вальднер и министром иностранных дел председательствующей в ЕС Словении Дмитрием Рупелем может быть связана с тем, что в те же дни в Сербии пройдет второй тур президентских выборов, а вслед за этим не исключено начало процесса международного признания Косово. Раздираемый тремя территориальными конфликтами Южный Кавказ может получить от гостей ответы на некоторые вопросы.
Сколько бы ни уверял Запад, что косовская развязка не станет прецедентом, обеспокоенность и Грузии, и Азербайджана очевидна. Не случайно безальтернативно прозападный Тбилиси вначале робко, а в последнее время решительно поддерживает в вопросе Косово Россию, выступающую против признания суверенитета этого края. «Независимость Косово может послужить стимулом для Абхазии и Южной Осетии, но важнее, что Запад является гарантом территориальной целостности Грузии», – сказал «НГ» руководитель тбилисского Центра развития и сотрудничества Паата Закареишвили.
С Азербайджаном и Арменией ситуация несколько иная. Если в Грузии к утрате территорий привел изначально внутренний конфликт, то карабахское столкновение с первых дней носило межгосударственный характер. Безрезультатность переговоров между Баку и Ереваном некоторые эксперты склон-ны объяснять тем, что в них не представлен претендующий на суверенитет Нагорный Карабах (НК). С этой точкой зрения согласился один из сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ, курирующей переговорный процесс, Бернар Фассье. В середине января после почти недельного пребывания МГ ОБСЕ в Баку, Ереване и Степанакерте дипломат заявил, что подключение представителей НК к переговорам могло бы способствовать подвижкам.
Профессор политологии Расим Мусабеков по поводу возможного участия в переговорах Степанакерта заметил «НГ», что, с одной стороны, нелогично, когда власти, считая Нагорный Карабах территорией Азербайджана, отказываются от переговоров с ним, то есть со своими же гражданами. Но, с другой стороны, участие Степанакерта в переговорах, прерванное в 90-х годах, динамизма процессу не прибавляло. «Отмечу также, что нынешние лидеры Армении, являясь выходцами из Карабаха, не допустят ущемления интересов своего родного края, так что неучастие карабахской стороны в переговорах носит формальный характер», – уверен азербайджанский политолог. Визит «тройки» ЕС, по его мнению, связан с тем, что год назад со странами Южного Кавказа было подписано соглашение по политике добрососедства, регионом были взяты обязательства и настало время посмотреть, что сделано за прошедший год. «Азербайджан безусловно интересен Европе в свете обеспечения энергетической безопасности. Что же касается карабахской проблемы, то ЕС напрямую не участвует в процессе урегулирования и вряд ли захочет взять на себя эту обузу. Он поддерживает усилия МГ ОБСЕ и, естественно, в свете грядущего решения по Косово заинтересован в продолжении какого-то диалога по карабахской теме с тем, чтобы ситуация не ушла в «штопор», – заявил Мусабеков «НГ».
«ЕС в рамках политики добрососедства, судя по большинству заявлений, предпочел бы иметь дело на региональном уровне. Однако такому подходу мешают отношения между Азербайджаном и Арменией», – сказал «НГ» глава ереванского Центра регионального сотрудничества Степан Григорян. По его словам, можно предположить, что в свете Косово, где в основу разрешения ситуации закладывается право народа на самоопределение, Европа попытается приостановить аналогичный процесс в Нагорном Карабахе. Политолог считает, что речь может идти о подписании некоего условного документа, в котором будет зафиксировано проведение референдума, скажем, через 10 лет. «Запад, декларирующий особенность случая Косово и недопустимость его распространения на другие конфликты, попытается сыграть на опережение и заморозить ситуацию на Южном Кавказе», – сказал Григорян «НГ». Он напомнил, что в середине января представители МГ ОБСЕ после встреч на высшем уровне в Баку и Ереване сообщили, что на рассмотрении президентов находятся предложения, принятые ими благосклонно. «Но реальное положение поводов для оптимизма пока не дает», – сказал Григорян.
С последним трудно не согласиться с учетом очередной жесткой пикировки Баку и Еревана – в нарушение соглашения в формате мадридской встречи министров иностранных дел стран ОБСЕ об исключении воинственной риторики. Азербайджанская сторона опять заговорила о силовом пути разрешения карабахского конфликта и о вероятном исчезновении армянской государственности, а армянская, в свою очередь, пригрозила утратой еще 20% территории Азербайджана. На деле угрозы обернулись нарушением режима невозобновления огня на линии соприкосновения противостоящих сторон. В результате обстрелов, как сообщают источники, есть жертвы с обеих сторон.