Так выглядят новые киргизские монеты.
Фото автора
С начала этого года в карманах жителей Киргизии впервые с момента обретения республикой независимости зазвенела мелочь – Национальный банк ввел в оборот монеты. Стальная мелочь вышла номиналом в 1 тыйын (равна 0,7 российской копейки), 10 тыйын, 50 тыйын, 1 сом, 3 и 5 сомов. По словам представителей главного финансового учреждения, покрытые латунью или никелем монеты заменят бумажные аналоги в течение двух лет.
На аверсе тыйыновых монет изображен стилизованный тюльпан, а на сомовых – национальный кожаный сосуд коокор с охранным магическим символом – треугольным тумаром. Традиционная киргизская символика на монетах должна обеспечить их владельцам богатство и благополучие. На реверсе монет находятся киргизский герб и дата – «2008». Самая мелкая, 1-тыйыновая монета весит один грамм, самая крупная 5-сомовая – в 4,2 раза тяжелее.
Разработка, тендер, изготовление, доставка монет заняли у Нацбанка два года, за заказ на чеканку киргизской мелочи боролись 10 изготовителей, победил монетный двор Казахстана, который и изготовил четыре вагона монет. По информации зампредседателя Национального банка Киргизии Заира Чокоева, удовольствие иметь собственную мелочь обошлось Киргизии более чем в 7 млн. долл.(1 долл. – 35 сомов).
Несмотря на то что себестоимость металлических монет выше, чем купюр, банкиры считают введение мелочи оправданным и выгодным для республики делом. По словам работников Нацбанка, «главное достоинство мелочи в том, что она живет дольше – бумажные деньги надо менять через 2–3 года, металлические монеты находятся в обороте от 10 до 15 лет». Еще одно достоинство монет в том, что подделывать их невыгодно – затраты на подделку превысят номинал.
Большинство жителей Киргизии мелочь в руках подержать еще не успели – монеты вводятся в обращение постепенно, по мере возврата ветхих банкнот, да и процесс этот начался лишь после новогодних каникул 8 января.
В целом же появление мелочи вызвало разноречивую реакцию в обществе: кто-то обрадовался, кто-то возмутился. На появление мелочи живо отреагировали торговцы, несколько из них закупили в Китае копилки, ранее не востребованные из-за отсутствия железных денег. Столичные кассиры, инкассаторы, а также водители маршруток особой радости по поводу их появления не выразили – для них это дополнительная сложность в расчетах.
Некоторые киргизстанцы недоумевают: зачем стране, в которой хлеб стоит около 8 сомов, а проезд на общественном транспорте – 5 сомов, нужно было тратить деньги на чеканку 1, 10 и 50-тыйыновых монет? Ведь инфляция (за последний год, по данным республиканского Статистического комитета, она составила 20%) и рост цен не дают надежд на то, что практически не востребованные сейчас «киргизские копейки» – тыйыны будут особо востребованы позже, в течение 10–15 лет, на которые они рассчитаны. Впрочем, как заметил «НГ» начальник Управления денежной наличности Нацбанка Кылычбек Кылычбеков, есть вероятность, что позже в оборот будут введены монеты более крупного номинала.
Отметим, что в этом году ожидается сохранение высокого уровня инфляции за счет колебания цен на мировых товарных рынках, опережающего роста доходов населения над производительностью труда и роста тарифов на энергоносители, ГСМ, продукты. Сейчас, по данным Нацбанка Киргизии, на руках у населения находится более 31 млрд. сомов (23 млрд. руб.) и не поддающееся точному подсчету количество иностранной валюты.
Бишкек