В течение месяца Россия и Армения подпишут концессионный договор, по которому право на управление «Армянскими железными дорогами» (АЖД) перейдет «Российским железным дорогам» (РЖД). В течение 30 лет российская сторона вложит в развитие АЖД 570 млн. долл. Инвестиции превысят 2 млрд. долл., если будут разблокированы границы Армении с Турцией и Азербайджаном.
Обнародованные на состоявшейся в среду пресс-конференции в Ереване президентом РЖД Владимиром Якуниным планы свидетельствуют о серьезных интересах российской компании на Южном Кавказе. Кроме упомянутых выше проектов Якунин затронул вопрос соединения железнодорожных систем Армении и Ирана. Он подтвердил, что по этой теме ведутся переговоры на правительственном уровне и при достижении договоренности «мы обязательно примем участие в проекте и пересмотрим инвестиционную программу». Инвестиции могут быть увеличены еще в одном случае: если будет разблокирован и заработает абхазский участок российско-грузинской железной дороги.
В тендере на концессионное управление АЖД с РЖД конкурировала индийская компания RITES. В последний момент индийцы самоустранились, объяснив это желанием выиграть подобный, но финансово более привлекательный конкурс в одной из африканских стран. Однако, как считают эксперты, победа РЖД была предопределена тем, что в поданной ею заявке фигурировали не только заманчивые экономические предложения, но и ряд важных политических.
Комментируя победу РЖД, премьер-министр Армении Серж Саркисян в среду заявил, что «российская госмонополия выиграла конкурс на концессионное управление АЖД, пообещав сделать все возможное для снятия транспортной блокады республики». Несколько ранее министр транспорта и связи Андраник Манукян заявил, что РЖД обещала к 2010 году полностью разблокировать Армению, открыв железнодорожное сообщение в азербайджанском и турецком направлениях.
Официальный представитель РЖД подтвердил «НГ» наличие не только этих планов, но и аналогичного в отношении абхазского участка российско-грузинской железной дороги. «После заключения концессионного договора по «Армянским железным дорогам» в течение месяца будет разработана и обнародована детальная инвестиционная программа РЖД», – заявил он. На замечание «НГ» о том, что турецкая, азербайджанская и абхазская «идеи» на данном этапе являются политическими, собеседник, согласившись с тем, что открытие дорог – предмет межгосударственных переговоров, напомнил, что РЖД является государственной акционерной компанией России, способной содействовать процессам. «Пока же могу сообщить, что из объявленных 570 миллионов долларов 400 миллионов будет вложено в инфраструктуры АЖД, а 170 миллионов – в приобретение подвижных составов российского производства. Эта программа рассчитана на 30 лет. Договор с Арменией может быть пролонгирован на 20 лет», – сказал представитель РЖД. Собеседник также подтвердил наличие интереса российской госкомпании к железнодорожному сообщению на Южном Кавказе в целом. «Если, например, Грузия, аннулировавшая итоги недавнего тендера, объявит новый, то РЖД примет в нем участие», – сказал он.
Эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили считает передачу «Грузинских железных дорог» России не очень реальной, даже с учетом того, что победивший на президентских выборах Михаил Саакашвили обещал восстановить межгосударственные связи. Хухашвили полагает, что Москва, ожидающая от Тбилиси конкретных заявок, подтверждающих готовность к оздоровлению отношений, вполне может представить список интересующих ее вопросов, в котором найдется место и железным дорогам. «Но что будет предложено взамен? Если только допуск грузинского вина на российский рынок, о чем, судя по всему, скоро начнутся переговоры, то это не равнозначно. У Тбилиси проблемы в Абхазии и Южной Осетии. Словом, есть о чем поговорить», – сказал Хухашвили «НГ». Вместе с этим эксперт напомнил, что Грузия интересна Западу главным образом из-за геополитической функциональности, и если коммуникации окажутся в распоряжении России, то этот интерес может ослабеть. В отличие от Армении, считающейся стратегической союзницей России на Южном Кавказе, перед Грузией при соответствующем предложении со стороны Москвы может встать дилемма, полагает Гия Хухашвили.
С оценкой грузинского экономиста согласен армянский коллега Эдуард Агаджанов. «Вхождение РЖД в Армению очень выгодно. Это и инвестиции, и новые рабочие места, а когда будет подписан договор по соединению железных дорог с Ираном, то проект приобретет региональный масштаб, и для его реализации собственных средств Еревану может не хватить», – сказал Агаджанов «НГ». Не менее важна и политическая составляющая договора. По словам армянского эксперта, смущает только конечная дата прекращения транспортной блокады Армении, в качестве которой назван 2010 год. «Но когда-нибудь это обязательно произойдет – на урегулировании карабахского конфликта сходятся интересы и России, и ЕС, и США. Вечных врагов не бывает, а есть вечные интересы», – резюмировал Агаджанов.
«С удовольствием поддерживаю оптимизм россиян в плане восстановления железнодорожного сообщения с Арменией. Ничего невозможного нет – если к 2010 году карабахский конфликт будет урегулирован, то проект, естественно, будет реализован», – сказал «НГ» бакинский профессор политологии Расим Мусабеков. При этом он сообщил, что «Азербайджанские железные дороги» находятся в государственном управлении и никаких симптомов того, что владелец изменится, пока нет. «В отличие от Армении у Азербайджана есть собственные инвестиционные ресурсы, а потому в дополнительном политическом участии Баку не нуждается», – заявил Мусабеков «НГ».