Население Самарканда, как и других городов региона, с зимними невзгодами справляется собственными силами.
Фото Reuters
Новый год принес в страны Центральной Азии морозы, снегопады, дефицит электроэнергии, газа и одновременно очередное повышение тарифов на них. Непривычные погодные условия в сочетании с энергетическим кризисом привели к тому, что киргизы, таджики, туркмены замерзают в своих домах, оставаясь при этом без света.
Таких морозов в Центральной Азии не было давно. В некоторых районах Туркмении температура воздуха опускается до –30 градусов. В Таджикистане и Узбекистане днем –10, ночью значительно холоднее. В Киргизии –20. Не приспособленные к таким капризам погоды местные жители пытаются согреться кто как может. Но положение усугубляется дефицитом газа и электроэнергии.
Даже в богатой газом Туркмении населению не хватает тепла. Метеорологи прогнозируют, что холода продержатся до конца января. Сильных морозов не выдержали даже архитектурные комплексы, построенные по заказу Туркменбаши, – облицовка дворцов осыпается, замерзшая вода разрывает фонтаны изнутри. В этой связи президент Гурбангулы Бердымухамедов собрал экстренное совещание правительства, на котором потребовал обеспечить в достаточном количестве людей светом и газом. Однако большая часть туркменского газа экспортируется и для внутреннего потребления его не хватает.
Тяжело и в соседнем Узбекистане, где власти с 1 января на 20% повысили тарифы на коммунальные услуги, в том числе отопление. Несмотря на это, а также сокращение Киргизией поставок электроэнергии соседям ради обеспечения собственных потребностей, уровень потребления электричества и газа в Узбекистане в целом возрос. В ответ на действия Бишкека Ташкент поднял цену на газ киргизам – с 55 до 145 долл. за тысячу кубометров. Киргизские власти в долгу не остались, сделав более дорогим для узбеков киловатт, заодно на несколько дней отключив газ и свет в узбекских анклавах Сох и Шахимардан, оставив без тепла несколько тысяч человек.
Энергетическая мини-война между Киргизией и Узбекистаном отразилась на Таджикистане, который получает электричество частично по узбекским ЛЭП, а зимой – и из Туркмении. Как пояснили «НГ» в компании «Барки таджик», Таджикистан замыкает единую энергосистему региона, поэтому увеличение потребления электричества в соседних странах сказывается на количестве, которое в зимний период поступает в Таджикистан. По данным компании «Барки таджик», ежесуточные поставки электроэнергии сократились вдвое.
Власти Таджикистана рассчитывали избежать кризиса нынешней зимой, надеясь на ввод в эксплуатацию Сангтудинской ГЭС. Пробный запуск строящейся Россией на реке Вахш гидроэлектростанции «Сангтуда-1» состоится 18 января, сообщили «НГ» в РАО «ЕЭС России». Но только эта электростанция проблему полностью все-таки не решит. Сегодня же в республике, перешедшей на режим жесткой экономии, вспоминают 90-е годы, когда шла гражданская война – не было энергии, парализован транспорт. По утвержденному правительством графику Душанбе и второй по величине в стране город Худжанд свет и газ получают по четыре часа в сутки, другие населенные пункты – по два. Однако график не всегда выдерживается, сообщает информационное агентство «Азия плюс». Жители столичных микрорайонов готовят еду на кострах, обогреваются буржуйками. В кишлаках же света практически нет. При этом с января на 20% повышены тарифы на электроэнергию, а с февраля дорожает и газ: главный его поставщик Узбекистан запросил 145 долл. за тысячу кубометров вместо прежних 100. В результате Душанбе пересмотрел свои возможности и заключил договор с Ташкентом на получение 650 млн. куб. м газа вместо ранее заявленных 950 млн. кубов.
Такое внутрирегиональное подорожание энергоносителей, отмечают местные эксперты, непременно приведет к очередному витку инфляции и ударит по экономикам в первую очередь Таджикистана и Киргизии. Крупнейшие предприятия этих стран, работающие на газе, уже заявили о готовящемся повышении цен на выпускаемую продукцию.