0
922
Газета СНГ Интернет-версия

15.01.2008 00:00:00

Политический спор хозяйствующих субъектов

Тэги: газ, туркмения, иран, переговоры


Туркмения еще в конце минувшего года прекратила поставки газа в Иран. Но только вчера иранские власти объяснили причину: Ашхабад повышает цену на газ для Тегерана вдвое – до 140 долл. за тысячу кубометров. Пока договоренности о новых тарифах стороны не достигли.

Поначалу официальная версия Ашхабада была такой: поставки газа приостановлены из-за ремонтных работ на газопроводе Корпедже–Курдкуй. Но 13 января МИД выступил с заявлением, в котором помимо технических аспектов говорилось и о газовых долгах Ирана. Тегеран не замедлил с ответным заявлением. Оказалось, стороны не сошлись в цене. Туркмения отныне желает получать от Ирана 140 долл. за тысячу кубометров своего газа, что вдвое дороже. Тегерану такие аппетиты соседа показались чрезмерными.

Для Ирана приостановка экспорта туркменского газа чувствительна, поскольку может негативно сказаться на выполнении международных обязательств. Тем не менее Тегеран не склонен уступать давлению Ашхабада. По словам министра нефти Исламской Республики Голяма Хосейна Нозари, его страна в сложившейся ситуации может вообще отказаться от импорта туркменского голубого топлива.

Между тем Ашхабад утверждает, будто «иранская сторона не выполнила обязательства по оплате ранее поставленного газа и задерживает окончание ремонтных работ». При этом, по мнению одного из туркменских министров, долг мог образоваться в результате перехода Ирана с долларовой оплаты на евро.

Претензии Ашхабада означают, что Туркмения намерена пересмотреть условия договора, подписанного в прошлом году президентами Гурбангулы Бердымухамедовым и Махмудом Ахмадинежадом, согласно которому туркменская сторона обязалась поставлять Тегерану от 8 до 14 млрд. кубометров газа по фиксированной цене 75 долл. за тысячу кубометров в течение 25 лет. Все это, разумеется, восторга в Тегеране не вызывает. Впрочем, здесь, кажется, склонны пойти на компромисс в том случае, если объемы поставок из соседней страны будут увеличены. При этом глава комиссии по энергетике Меджлиса (парламента) Ирана Камаль Данешьяр заявил, что «цена может быть поднята, однако не до того уровня, которого они требуют».

Происходящее на первый взгляд может показаться обычным «спором хозяйствующих субъектов». Но все не так однозначно. По мнению независимого туркменского эксперта Шохрата Кадырова, прекращение поставок газа Ирану может быть связано с политикой США в отношении этой страны. Туркмения, не столь давно объявившая о многовекторности своей внешней политики и в свете этого пытающаяся развивать отношения с США, не прочь была бы выполнить «политический заказ» Вашингтона. «Бурно развивающиеся контакты с США и нежелание портить с ними отношения с надеждой на получение выгодных кредитов скорее всего и продиктовали Ашхабаду такую тактику в отношении Ирана», – сказал «НГ» Кадыров.

По его мнению, Запад в обозримой перспективе будет стремиться ограничить конкурирующее российское и иранское влияние в этой стране. В нефтегазовой сфере – основе туркменской экономики – это может выражаться в широком инвестиционном участии западных компаний в масштабных проектах. В частности, в прокладке экспортных трубопроводов из Туркмении в обход иранской территории. Такая политика скорее всего повлечет ухудшение туркменско-иранских отношений, которые до недавнего времени характеризовались как братские. Президенту Ниязову удавалось проводить собственную политику, не боясь вызвать раздражение Америки. После смерти Туркменбаши иранские политики, высоко оценивающие такой подход, выражали надежду, что внешняя политика Ашхабада не будет пересмотрена. В Тегеране не скрывали расчетов на то, что в случае успешного развития туркменского нефтегазового комплекса иранская территория может стать основным транзитным маршрутом экспорта природных богатств Туркмении на мировые рынки.

Однако набирающий силу процесс развития отношений Туркмении с Западом может внести в эти расчеты нежелательные для иранцев коррективы. Стоит добавить, что 200-километровый туркменско-иранский газопровод, строительство которого на 80% профинансировано Ираном, вступил в строй в 1998 году. Тогда он рассматривался в качестве альтернативы российским маршрутам поставок газа на Запад и тревоги в этой связи не вызывал. Сегодня ситуация изменилась, и Америке необходимо не только создать сети поставок энергоносителей в обход России, но и не допустить поставок дешевого топлива Ирану. Обе эти задачи Ашхабад, кажется, готов выполнить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Михаил Сергеев

Мир погружается в период недоверия, непредсказуемости и нестабильности

0
597
Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Анастасия Башкатова

Из-за инфляции в 2025 году не обойтись без дополнительной индексации выплат

0
778
В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
943
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
572

Другие новости