Министерство здравоохранения Казахстана намерено обратиться в Верховный суд с жалобой на Министерство транспорта и коммуникаций (МТК). Поводом для такого беспрецедентного иска послужила партия железнодорожных вагонов, которые правительство закупило в Китае. Как сказал «НГ» главный санитарный врач страны Анатолий Белоног, ездить в них опасно для здоровья. Транспортники в ответ обвиняют санитаров в лоббировании российских производителей.
Причина противостояния двух министерств – более 150 пассажирских вагонов, приобретенных национальным перевозчиком АО «Казахстан темир жолы» (КТЖ) в КНР. Минздрав неоднократно заявлял о том, что эти новинки из Поднебесной небезопасны для здоровья человека. Санэпидемиологи выявили наличие вредных химических веществ – фенола и формальдегида. Они относятся ко второй степени опасности и обладают токсичным отравляющим действием на организм человека. КТЖ следует заменить отделочные материалы «стальных коней» и привести их в соответствие с действующими отечественными нормативами, пояснил «НГ» Анатолий Белоног.
Транспортники называют все эти аргументы надуманными и намекают на лоббирование Минздравом интересов российских производителей: раньше вагоны покупались в России.
Общеизвестно, что Казахстан не может обеспечить себя полностью отечественной продукцией. И потому завозит необходимое из-за рубежа, в частности из соседнего Китая. Торговые отношения Казахстана и Китая развиваются стремительно. При этом казахстанские прилавки заполоняют не всегда качественные китайские товары. За 10 месяцев этого года объем товарооборота между двумя странами достиг 7,5 млрд. долл. Это почти в два раза меньше, чем с Россией. Но на 74,4% больше, чем в 2006 году, сообщили «НГ» в комитете по регулированию торговой и туристической деятельности Министерства индустрии и торговли РК. И заметили, что наблюдается устойчивая тенденция к дальнейшему росту.
Китай поставляет в Казахстан текстиль, руду и т.д. И все недорого в сравнении с другими производителями и поставщиками. Что касается истории с вагонами, то в погоне за «длинным тенге» железнодорожники позабыли о пассажирах, считают противники Минтранскома и КТЖ. Но китайские вагоны, парируют транспортники, в несколько раз дешевле аналогичных вагонов российского производства, и это игнорировать нельзя.
Пока совместная комиссия двух ведомств опрашивает пассажиров и работников поездных бригад, проводит лабораторные исследования, вагоны из КНР продолжают спокойно перевозить казахстанцев и гостей страны из Актобе в Алматы и обратно. Минздрав утверждает, что каждый десятый из опрошенных людей жалуется на головную боль, чувство утомляемости, слабость, повышение артериального давления.
Астана