На переговорах в Минске Россия выразила готовность проанализировать последствия для белорусской экономики повышения цены на газ. Несмотря на то что вопрос о Конституционном акте в Минске не поднимался, Москва, по сути, пригласила своих соседей к будущему политическому торгу.
Российско-белорусский саммит на высшем уровне войдет в историю не только спорами о ценах на газ.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин, в четверг встретившийся со своим подчиненным Сергеем Сторчаком в «Лефортово», в пятницу в Минске получил возможность несколько минут пообщаться с президентом Владимиром Путиным.
Источник «НГ», знакомый с ходом двусторонних переговоров Путина и Лукашенко, рассказал, что белорусский премьер Сергей Сидорский, также присутствовавший на встрече в пятницу, потратил немало сил, чтобы убедить российского президента не повышать цены на газ. «Белорусская сторона не признает и не хочет признавать законов рынка», – заметил собеседник «НГ» в российской делегации. Тем не менее Москва приняла во внимание стенания соседей.
В субботу источник РИА Новости в «Газпроме» заявил, что цена российского газа для Белоруссии в первом квартале 2008 года составит 119 долл. за 1 тыс. кубометров. И это несмотря на то, что туркменский газ будет закупаться по цене 130 долл. Напомним, что в 2006 году «Газпром» поставлял в Белоруссию газ по цене 46,68 долл. за 1 тыс. кубометров. Соглашение по цене на 2007 год (она составила 100 долл. за 1 тыс. кубометров) было подписано за две минуты до наступления Нового года. Источник в российской делегации подчеркивает, что теперь руководство Белоруссии хотело бы пересмотреть формулу цены на поставляемый газ. Согласно этой формуле цена газа для наших соседей с 2008 по 2010 год устанавливается в размере 67, 80 и 90% от рыночной цены при поставках российского газа в Европу. Таким образом, уже в 2008 году цена на газ должна была бы составить 165 долл. за 1 тыс. кубометров.
На пресс-конференции по завершении переговоров Путин с самого начала объяснил, как Россия намерена помочь Белоруссии при повышении цен. «Для обеспечения плавного перехода двустороннего сотрудничества в энергетике на универсальные рыночные принципы с учетом обязательного для их сторон выполнения подписанных ранее соглашений и контрактов Российская Федерация приняла решение о предоставлении Белоруссии государственного кредита в размере полутора миллиардов долларов», – сказал глава России. Министр финансов Алексей Кудрин пояснил «НГ»: в пятницу в Минске был подписан только меморандум, а все основные детали будут оговорены в специальном соглашении. Его должны подписать до конца года.
Публично Путин не скрывал, что Россия и дальше будет повышать цены на газ для Белоруссии. «Да, повышение будет, но так, как предусмотрено в прежних контрактах», – отметил при этом глава России. Но в ходе переговоров он дал понять, что Москва все-таки может пожалеть Минск. Но только в том случае, если будут доказаны отрицательные последствия для экономики Белоруссии. По словам высокопоставленного собеседника «НГ» в российской делегации, белорусы столько говорили об апокалипсисе для страны в случае повышения цен на газ, что в конце концов им было сказано: давайте сядем на уровне экспертов и посмотрим. И если мы увидим, что апокалипсис действительно наступает, тогда и будем думать, объяснял озвученную на переговорах российскую позицию собеседник «НГ».
После заседания Высшего Госсовета Союзного государства России и Белоруссии Путин и Лукашенко подписали несколько документов. Среди них – совместное заявление, а также меморандум о нынешнем этапе развития экономического сотрудничества между двумя странами. Настало время выпить шампанского за дружбу двух государств. Шампанское не пилось только российскому министру финансов Алексею Кудрину. Он подошел к Путину и проговорил с ним около четырех минут.
Когда Кудрин вышел в фойе Национальной библиотеки, в здании которой проходил Госсовет, я спросила у министра, шла ли речь во время его беседы с президентом о Сергее Сторчаке. «Я не говорил с президентом...» – несколько испуганно произнес Кудрин. «Но я же видела». – Ответ министра показался мне довольно неожиданным, поскольку свидетелями разговора были все участники заседания Госсовета. «Но почему вы решили, что я говорил именно об этом?» – вдруг спросил меня Кудрин. «Ну потому, что вы в четверг встречались со своим заместителем в «Лефортово». Как прошла встреча?» – задала я встречный вопрос. «Я пока эту тему не комментирую, – осторожно заметил Кудрин. – Да и сейчас мы говорили о текущих делах». Видимо, начальник арестованного замминистра финансов говорил с президентом страны о судьбах российско-белорусских отношений.
Минск–Москва