Президента Таджикистана Эмомали Рахмона не могут не радовать открывающиеся перспективы сотрудничества.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон сегодня завершает трехдневный официальный визит в Ашхабад. Итогом его встречи с туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым стало подписание пакета документов по экономическому сотрудничеству, которые обеспечат Душанбе выход на мировые рынки.
Посетить Ашхабад президент Таджикистана Эмомали Рахмон собирался еще при жизни Сапармурата Ниязова. Но по разным причинам встреча глав двух соседних государств то и дело откладывалась. Однако при этом и Ашхабад, и Душанбе отмечали «особые отношения Туркмении и Таджикистана». Подобная декларация продиктована не только правилами политического этикета.
Туркмения выступила гарантом мира и стабильности в Таджикистане в годы бушевавшей там гражданской войны, предоставила временный кров тысячам таджикских беженцев. Учитывая сложное экономическое положение соседней республики, Сапармурат Ниязов частично списал долг Таджикистана, составлявший 38 млн. долл. Теплые отношения не ухудшились и после смерти президента Ниязова. Напротив, в Ашхабаде отмечают, что Эмомали Рахмон почтил своим присутствием похороны Туркменбаши и, более того, остался на ночь, что на Востоке расценивается как высшая форма уважения. Верность традициям президент Таджикистана продемонстрировал и в ходе нынешнего визита, начав его с возложения венка к мавзолею Туркменбаши в селе Кипчак.
Визит президента Эмомали Рахмона совпал с церемонией открытия в Ашхабаде Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии и в посвященной этому событию международной конференции, в которой принял участие таджикский лидер.
Знаковым событием можно считать то, что в день приезда Рахмона в Ашхабад увеличилась подача в Таджикистан туркменской электроэнергии. Это положительно сказалось на работе Таджикского алюминиевого завода. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов объяснил увеличение электропотока в соседнюю страну тем, что в Дашогузском велаяте (области) открыта новая мощная электростанция. Но всем было понятно, что это показатель намечающейся тенденции развития отношений двух государств. Таджикский лидер поблагодарил коллегу за помощь и попросил дополнительно о выделении квот для своей республики на поставку нефтепродуктов, сжиженного газа и ряда других товаров первой необходимости. Сейчас Таджикистан закупает в Туркмении около 400 тыс. тонн нефтепродуктов. Впрочем, подобный ход имеет и другую сторону – Ашхабад не скрывает заинтересованности в импорте таджикского алюминия и рассчитывает на выгодные условия его получения.
Официальная же часть визита Эмомали Рахмона в Туркмению стала логическим продолжением встречи президентов двух стран в рамках октябрьского саммита глав СНГ в Душанбе. Тогда они подписали договор о дружбе и сотрудничестве между Таджикистаном и Туркменией. Этот документ получил конкретное наполнение уже сейчас в Ашхабаде.
Лидеры договорились возобновить авиарейсы между Душанбе и Ашхабадом, которые было отменены в 1997 году, по разъяснению таджикской стороны, из-за «отсутствия пассажиропотока, экономической нерентабельности рейса и введения Туркменией визового режима». С того времени два соседних государства связывало только автомобильное сообщение. Однако оживленным оно не было в силу строгих правил пересечения государственной границы, в первую очередь в туркменском направлении. Эмомали Рахмон и Гурбангулы Бердымухамедов сошлись во мнении, что условия транспортного сообщения необходимо облегчить.
«Как известно, Таджикистан находится в транспортном тупике. И ориентирован на инфраструктуру Афганистана, что в условиях непрекращающейся войны не очень надежно. Налаживание воздушного и транспортного сообщения с Туркменией дает возможность Таджикистану стать участником железнодорожного проекта Север–Юг (Россия–Азербайджан–Казахстан–Туркмения–Иран) и получить выход на мировой рынок», – сказал «НГ» независимый эксперт по Туркмении Шохрат Кадыров. Президент Туркмении вчера заявил, что по этой дороге могут транспортироваться таджикские грузы.
Важным эксперты считают и подписание Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов на доходы с капитала. По мнению же президентов, заключенные в Ашхабаде соглашения будут способствовать тесному взаимодействию сторон, созданию совместных предприятий, защите инвестиций и развитию сотрудничества в целом. Их реализацию будет контролировать совместная туркменско-таджикская комиссия по экономическому сотрудничеству.
Эмомали Рахмон посетил новую туристическую зону Туркмении «Аваза», которая, по мнению местных чиновников, должна стать туристической Меккой. Сюда намерены вложить средства компании Турции, России, Франции и Ирана. Таджикистан хотел бы перенять туркменский опыт по привлечению инвестиций, но в иную сферу. Председатель Комитета по защите инвестиций при правительстве Таджикистана Шариф Рахимзода уточнил, что имеются в виду нефтегазовые месторождения, в разработке которых его страна заинтересована особо.