Пока вокруг Кременчугского нефтеперерабатывающего завода кипят политические страсти, компания «Укртатнафта», чьим основным активом НПЗ и является, опубликовала отчет о своем текущем состоянии. Как следует из информационного сообщения «Укртатнафты», в октябре прибыль компании составила 6,7 млн. грн.
Цифра не столь уж впечатляющая. Но так может показаться, только если не учитывать ситуации. А она такова: это – первая прибыль за последние годы. И получена она вместо запланированного убытка в четверть миллиарда гривен.
Более того, в прибыльном октябре завод переработал только 388,8 тыс. тонн нефти. А в сентябре было переработано 544,2 тыс. тонн нефти, на треть больше, и это принесло убыток.
И еще одно характерное замечание: перелом от убыточности к прибыльности произошел менее чем за две недели.
Собственно, переломной датой можно считать 19 октября 2007 года. В этот день сменилась команда топ-менеджеров компании. По мнению прежних управленцев, это произошло в результате рейдерского захвата. А если опираться на официальные документы, то в этот день кресло председателя правления «Укртатнафты» вновь занял Павел Овчаренко – он был восстановлен Верховным судом Украины в своей прежней должности, которую занимал в 2003–2004 годах.
Первое, что сделал новый управляющий, – перевел отношения с контрагентами на рыночные рельсы, избавившись от посредников и монополистов. Кременчугский НПЗ перешел на прямые контракты с компаниями – владельцами сетей АЗС и крупными промышленными предприятиями. Кроме того, было устранено монопольное положение оператора в области реализации нефтепродуктов производства АО «Укртатнафта» – компании «Новойл». Прежние топ-менеджеры не только доверили ООО «Новойл» «эксклюзивное» право поставлять продукцию завода на внутренний рынок Украины, но и предоставили им максимальную скидку от прейскуранта завода – 24 долл. на тонну.
Уже эти первые шаги по освобождению от посреднических пут избавили предприятие от убытков и принесли первые прибыли. А ведь за 10 дней это удалось реализовать только в области сбыта. Пока те же проблемы сохраняются и с поставками. Завод, одним из основных акционеров которого является компания «Татнефть», в этом году не заключил ни одной прямой сделки с поставщиком-акционером. Более того, первый зам генерального директора ОАО «Татнефть», отвечающий за реализацию нефти, одновременно является акционером и членом наблюдательного совета ЗАО «Укртатнафта». То есть вопрос поставок должен бы решаться не просто напрямую, а буквально в одном кабинете. Но, судя по результатам, именно в этом кабинете и были приняты принципиально другие решения.
Предполагалось, видимо, что использование «серых схем» поставок позволит минимизировать налогообложение предприятия. Однако на деле цепочка посредников, выстроенная между ОАО «Татнефть» и ЗАО «Укртатнафта», не только усложняла процесс поставок, но и максимально его удорожала. Нефть покупалась у татарской стороны по цене ниже рыночной и даже ниже себестоимости добычи, продавалась на Украину по самой высокой цене, да еще и выплата налогов перекладывалась с посредников на Кременчугский НПЗ. Таким образом, и «Татнефть», и завод не только теряли прибыль, но и оказывались в долгу перед налоговиками. По словам Павла Овчаренко, только с апреля по сентябрь 2007 года с использованием схем уклонения от налогов при поставках нефти на предприятия компания потеряла 1 млрд. грн. Кроме того, хотя посредники были Кременчугскому НПЗ не нужны, задолженность завода перед ними нарастала как снежный ком и достигла без малого полумиллиарда долларов. Еще немного – и предприятие оказалось бы банкротом. Крупнейший нефтеперерабатывающий завод Украины, обеспечивающий до половины потребностей страны в моторном топливе, перешел бы в частные руки.
Приход новой команды управленцев прервал не только цепь убытков, но и процесс вывода ведущего предприятия из собственности Украины и Татарстана. Документы, вскрывающие схемы неприглядной деятельности прежних топ-менеджеров, переданы в правоохранительные органы и руководству Республики Татарстан.
Смещенные управленцы не только лишились рычагов влияния на предприятие, которое было почти у них в руках, но и оказались перед угрозой судебных разбирательств. И закон, и экономическая целесообразность требуют отстранения прежней команды. Единственное, что может удержать на плаву бывших топ-менеджеров, – политическая шумиха. Вызвать ее сегодня, когда отношения России и Украины и без того во многом неоднозначны, оказалось не так уж трудно. Внутрикорпоративный спор был раздут до межгосударственной проблемы. Антироссийские силы в Украине с радостью подхватывают тему «энергетического шантажа» и «вмешательства во внутренние дела суверенных государств». Этому способствует и масштаб деятельности спорного предприятия: все-таки крупнейший НПЗ страны. Однако политические спекуляции не должны заслонить суть дела. А она такова: на заводе восстановлена законность, предприятие начало приносить первую прибыль, угроза, нависшая над правами собственности акционеров, ликвидирована. Прозрачный бизнес не может наносить ущерба. Если кто-то из политиков думает иначе, дело не в бизнесе – дело в политике.
ЗАО «Укртатнафта»
ЗАО «Укртатнафта» было создано в 1994 году на базе крупнейшего в Украине Кременчугского НПЗ, мощности которого были рассчитаны на переработку 18 млн. тонн высокосернистой татарской нефти. На долю Кременчугского НПЗ приходится 40–50% всего производимого в Украине бензина, дизельного топлива и мазута. Доли в «Укртатнафте» распределены так: 61,35% – Украина; 37,391% – Татарстан.