Москва продолжает укреплять свои военные позиции в важных регионах СНГ. Об этом свидетельствует завершившийся визит главы военного ведомства РФ Анатолия Сердюкова в Узбекистан и Армению, ключевые союзники России по Организации Договора о коллективной безопасности.
Казалось бы, мировым сообществом ОДКБ давно уже списан в разряд малодееспособных организаций бывшего СССР. Между тем именно с помощью принципов ОДКБ (дешевое оружие, коллективная оборона и т.п.) России пока удается в контактах с некоторыми государствами СНГ наращивать свое геополитическое влияние в ближнем зарубежье. Так, Анатолий Сердюков в этом году не раз встречался с коллегами – министрами обороны Русланом Мирзаевым и Микаелом Арутюняном. Между тем именно последние встречи и контакты, возможно, окажутся для Узбекистана и Армении судьбоносными. Как считает бывший заместитель командующего Группой российских войск в Закавказье генерал-лейтенант Юрий Неткачев, в Ереван Сердюков, видимо, поспешил потому, что ожидается массовый ввод в Ирак турецких войск. Это не может не беспокоить, поскольку курдские поселения есть и на территории Армении, а также на территории Азербайджана (так называемый Лачинский коридор), удерживаемой армянской армией. Но к возможной критической ситуации российские военные в Армении, видимо, готовы. За постсоветское время туда были поставлены зенитные ракетные комплексы С-300, полк авиации на Миг-29, а также почти все боекомплекты инженерных складов ликвидируемой в Грузии российской военной группировки. Все это Сердюков и проинспектировал.
А визит в Ташкент российского военного министра произошел в самый разгар предвыборной президентской кампании в Узбекистане. Встречаясь с Сердюковым, узбекский лидер Ислам Каримов заявил, что «мы рассматриваем ваш визит как еще одно подтверждение развивающихся отношений между министерствами обороны наших стран┘ Узбекистан и Россия и в военной сфере идут по пути развития союзнических отношений, которые получили мощный импульс после подписания Договора о союзнических отношениях в 2005 году». Тон Каримова объясним: после андижанских событий (май 2005 года), когда в Ферганской долине была предпринята попытка вооруженного мятежа, Ташкент резко охладел по отношению к США и переключился на союзнические контакты с Москвой. Она в отличие от Запада поддержала жесткие репрессивные действия военных против мятежников и собственного народа.
Есть и другой аспект визита Сердюкова в Узбекистан – прагматический. В Ташкенте министр РФ подписал план двустороннего военного сотрудничества на 2008 год, а также договорился об использовании территории Узбекистана (плато Устюрт – в пустынном северном районе Узбекистана) для падения отработавших ступеней ракет-носителей. Отмечается, что плато Устюрт будет использоваться при запуске с космодрома Байконур (Казахстан) российской межконтинентальной баллистической ракеты РС-20 (по американской классификации «Сатана») для запуска на орбиту космического аппарата «Теос», вывод которого в космос планируется в декабре 2007 года. В штабе РВСН не подтвердили и не опровергли данную информацию, заявив, что обычно все пуски с Байконура, в то числе и РС-20, делаются в северо-восточном направлении таким образом, что отработанные ступени ракет падают на территории Казахстана. РС-20 относительно часто запускалась с Байконура. Только в этом году было произведено два ее запуска. Обычно это делают в конверсионных целях (программа «Днепр»), однако, поскольку «Сатана» стоит еще на вооружении ВС РФ, запускают ее и в интересах проверки ее боевых качеств. Пока аварий с РС-20 не было. Однако недавний неудачный запуск российского «Протона», когда при падении его ступеней была заражена часть территории страны, вынуждает Казахстан запрещать запуски экологически опасных ракето-носителей. А как известно, «Сатана» – жидкостная ракета, она заправляется гептилом, очень ядовитой жидкостью, 0,1 г которой смертелен как для человека, так и для животного. Если, не дай бог, гептилом будет заражена местность, то возникнет экологическая катастрофа.