Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сегодня завершает двухдневный официальный визит в Армению. Визит был запланирован еще в прошлом году как ответный на июльский визит в Иран президента Армении Роберта Кочаряна.
Подтверждение о том, что иранский лидер прибудет в Ереван до конца этого года, армянская сторона получила в марте во время торжественной церемонии открытия газопровода Иран–Армения, прошедшей при участии лидеров двух государств. Как и тогда, аспекты экономического сотрудничества стали главными на нынешней встрече президентов Роберта Кочаряна и Махмуда Ахмадинежада.
Интенсификация ирано-армянских связей, помимо соседства, продиктована и теми политическими реалиями, в которых оказались сегодня эти страны. Армения, находящаяся в блокаде со стороны Турции и Азербайджана, обойденная энергетическими проектами, нуждается и в транспортном сообщении, поскольку «выхода в свет» только через Грузию недостаточно, и в иранских углеводородах. В свою очередь, Иран приступает к реализации амбициозных планов, подтверждающих претензии на региональное лидерство. Практически все ведущие политологи Южного Кавказа заметили «НГ», что Тегеран, затевая серьезные проекты, демонстрирует Западу собственную самодостаточность, экономическую мощь, а соседям по региону – и геополитическую значимость. Последнее проявилось на днях.
Тегеран и Ереван подписали меморандум о грузоперевозках, благодаря которому армянские дальнобойщики получили возможность не просто въезжать в Иран, но еще и в упрощенном режиме оформлять грузы, которые отныне смогут доставлять до иранских портов Энзели – на Каспии, Бендер-Аббас – на берегу Персидского залива и других приграничных пропускных пунктов. Для Армении это соглашение очень важно. Мало того, что она получает кратчайшие в нынешних условиях выходы в Россию и Центральную Азию через Каспийское море (о стратегическом Персидском заливе говорить излишне), так транзит грузов через Иран еще и снижает тариф грузоперевозок почти на 60% в сравнении с транспортировкой через грузинские порты Батуми и Поти. Помимо этого, транспортные ведомства Ирана и Армении ведут переговоры о прямом железнодорожном сообщении: в течение месяца эксперты должны разработать технико-экономическое обоснование проекта.
Другие важные вопросы, которые обсудили в понедельник президенты Кочарян и Ахмадинежад, из энергетической сферы. Планы в этом направлении у Тегерана и Еревана впечатляющие. Помимо расширения возможностей построенного газопровода Иран–Армения, речь идет о возведении двух гидроэлектростанций по обе стороны приграничной реки Аракс, строительстве нефтепровода из Тебриза в Мегри и даже нефтеперерабатывающего завода на армянской территории, а также прокладке новых линий электропередачи, которые позволят увеличить объемы возможных поставок электричества из Армении в Иран. Как уже писала «НГ», ирано-армянские проекты в общей сложности тянут на 1 млрд. долл. «Для страны, находящейся в полублокадном состоянии, это больше чем жизненная необходимость» – так оценил «НГ» ирано-армянское сотрудничество эксперт по экономическим вопросам Эдуард Агаджанов. Теперь большая часть соглашений по проектам скреплена подписями глав государств.