В Туркмении начинает действовать новая экономическая политика. Президент Гурбангулы Бердымухамедов подписал указ «Об иностранных инвестициях в Туркмению», который предполагает продажу недвижимости иностранцам. Глава государства также намерен провести в стране денежную реформу.
Туркмения открывается миру гораздо быстрее, чем на это рассчитывали наблюдатели. В минувшую пятницу на заседании кабинета министров президент Гурбангулы Бердымухамедов заявил о новом этапе экономической реформы – он позволил продажу недвижимости, акций и другого имущества иностранцам. В опубликованном 12 октября указе говорится, что иностранные инвесторы имеют право создавать в Туркмении предприятия, принадлежащие им полностью или частично, приобретать движимое и недвижимое имущество, включая дома, квартиры, транспортные средства «и другие объекты, не запрещенные законодательством». Ранее иностранные инвесторы могли вкладывать средства в экономику Туркмении лишь в тандеме с государственными компаниями. Таким образом президент намерен снизить тяжесть нагрузки на государственный бюджет.
«В бюджете нет денег», – считает эксперт Норвежского института внешней политики Шохрат Кадыров. «В Туркмении началась новая экономическая политика. Необходимо поднимать экономику, а денег Сапармурат Ниязов не оставил», – сказал он «НГ». Несмотря на высокие темпы роста, о которых постоянно заявлял Туркменбаши, в республике не построено ни одного нового города, не изменилось соотношение сельского и городского населения, более того – снизилось производство электроэнергии. Если в советское время вырабатывалось 14,5 млрд. кВт, то сейчас это ниже 10 млрд. кВт. Именно по этой причине Бердымухамедов начинает распродажу государственной собственности.
Эта приватизация будет интересна в первую очередь России. Поскольку для западных инвестиций Туркмения всегда была открыта. Российский крупный бизнес могут заинтересовать предприятия в сфере энергетики. Например, Марыйская ГЭС, которая обеспечивает электроэнергией не только Ашхабад, но и поставляет электричество в Афганистан. Компания «ЛУКОЙЛ» присматривается к нефтяным месторождениям и уже предлагала выкупить туркмено-малайзийскую компанию СП «Драгон Ойл». Не менее привлекательна так называемая новая туристическая зона «Аваза». Это перспективный регион, содержащий запасы минеральных ресурсов – поваренной соли, брома, сульфата и др.
Деноминация маната – национальной валюты – может стать продолжением экономической реформы, в результате которой в 2009 году с купюр исчезнут не только нули, но и изображение Туркменбаши. Эскизы новых банкнот национальной валюты номиналом в 1, 5, 10, 20, 50, 100 и 500 манатов были показаны по телевидению во время новостной программы «Ватан». Вместо портретов Туркменбаши на купюрах появятся изображения исторических личностей страны. И только на пятисотенной останется первый президент Сапармурат Ниязов.
По мнению Шохрата Кадырова, «президент Гурбангулы Бердымухамедов, с одной стороны, заботится о собственном имидже, он старается избавиться от наследия Туркменбаши, с другой стороны, денежная реформа нужна для того, чтобы реально оценить экономику страны, избавиться от существования двойного курса. По официальному курсу за один доллар дают 5 тысяч манат, на черном рынке – 23,5 тысячи манат».
Однако, несмотря на демонстрируемое властями стремление к открытости и расширению экономического партнерства с другими странами, перейти на рыночные отношения при соблюдении заявленных условий будет трудно по причине высокого уровня коррупции, прогнозируют аналитики. Туркмения получила самый низкий балл за борьбу с коррупцией в исследовании Всемирного банка о качестве государственного управления, опубликованном в июле 2007 года.