Ильхам Алиев и Валдас Адамкус удовлетворены условиями соглашения по нефтяному транзиту в Европу.
Фото Reuters
Брюссель поддерживает инициативу президентов Украины, Литвы и Польши, одобренную руководством Азербайджана, о создании транзитной магистрали для переброски каспийской нефти в Европу в обход РФ. Проект оценивается в 1,3 млрд. долл., финансировать его намерены европейские компании. Эксперты считают это началом формирования нового энерготранзитного объединения, в которое войдут страны Балтии, Прикаспийского и Черноморского регионов.
Участвуя в совместных энергетических проектах со странами Европейского союза, Украина фактически решает главную стратегическую задачу – интеграции в ЕС. Одним из таких проектов является строительство дополнительной, европейской, ветви нефтепровода Одесса–Броды. Предполагается, что он будет продолжен до польского Гданьска и литовского Мажейкяя. На Мажейкяйском НПЗ нефть из Азербайджана и, может быть, Казахстана будет перерабатываться и поставляться на европейский рынок. В ходе реализации проекта к нему будут подключены НПЗ всех стран-участниц. В их числе Украина, Литва, Польша, Грузия, Азербайджан.
Президент Украины Виктор Ющенко заявил в четверг на международном энергетическом саммите в Вильнюсе: «Мы обеспечим не только свои интересы, но и интересы всего региона». Более того, по мнению Ющенко, эта инициатива может обернуться «проектом интеграции всего региона в Европу». К тому же он является началом формирования единого транзитного пространства. Первой очередью которого, по мнению украинских экспертов, являются Украина и страны Балтии, а второй – Польша, Чехия и Словакия. Идея авторов нового Балтийско-Черноморско-Каспийского энерготранзитного объединения состоит в выработке принципов, на которых будет осуществляться гарантированно бесперебойная поставка энергоносителей в Европу (ЕС извлекает уроки из газовых кризисов в Украине). Примечательно, что в новом проекте наряду со странами ЕС участвуют страны ГУАМ. Президент Литвы Валдас Адамкус в связи с этим обратился с призывом к Евросоюзу создать в ЕС «группу друзей ГУАМ».
Пресс-секретарь Комиссии ЕС Ферран Тарадейас Эспуни в интервью «НГ» заявил, что Евросоюз приветствует соглашение о продлении нефтепровода Одесса–Броды через Полоцк в Гданьск, достигнутое пятью странами. На вопрос, будет ли реализация проекта, направленного на создание единого Каспийско-Черноморско-Балтийского энергетического пространства, способствовать укреплению энергобезопасности Европы, чиновник ответил: «Это новый маршрут транспортировки, который способен увеличить снабжение европейских стран нефтью. Мы можем это лишь приветствовать». По словам Тарадейаса, финансировать реализацию проекта будут международные компании.
По мнению российских экспертов, минимальная стоимость всего трубопровода, включая уже построенный участок Одесса–Броды, обошедшийся более чем в 500 млн. долл., составит около 1,3 млрд. долл. Общая протяженность до Гданьска составит почти 1,3 тыс. км.
Тарадейас подчеркнул, что своих делегатов прислали большинство стран – членов ЕС. «В любом случае, когда речь заходит об энергетике, Евросоюз работает над этим вопросом как единое целое», – заметил он.
Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров заявил «НГ»: «Говорить со стопроцентной уверенностью, что проект (продления трубопровода Одесса–Броды в Полоцк и Гданьск) будет осуществлен, пока не приходится по ряду причин». По словам эксперта, проект до сих пор не обеспечен серьезными нефтяными ресурсами. К тому же азербайджанская нефть более высокого качества, чем российская марки Urals, которую перерабатывали НПЗ в Восточной Европе, и цена на нее выше – не 80, а 90 долл. за баррель. Кроме того, потребуются дополнительные инвестиции в переоборудование нефтеперерабатывающих заводов. Нефть будет дважды перегружаться в портах, что удорожает поставки. При этом политические риски сохраняются.
Нестеров полагает, что вильнюсский проект может в конечном счете сыграть роль «положительного раздражителя» для России, стимулировав Москву на реализацию второго этапа строительства обводной Балтийской трубопроводной системы – на Приморск. Это, в свою очередь, увеличит гибкость поставок российской нефти на внешние рынки. Эксперт предположил, что европейские импортеры в любом случае не откажутся от поставок из России по трубопроводу «Дружба».
В МИД России «НГ» так прокомментировали ситуацию: «Мы заинтересованы в укреплении энергетической безопасности в Европе, и самые разные форумы могут иметь определенное практическое значение. Проблемы энергобезопасности должны решаться на основе баланса интересов потребителей и производителей энергии, а также стран-транзитеров. Все усилия заинтересованных сторон должны направляться на поиск такого баланса».