0
3842
Газета СНГ Интернет-версия

11.10.2007 00:00:00

Кахетинское политизированное

Тэги: грузия, вино


грузия, вино Заведующая лабораторией гурджаанского ООО «Алаверди» Ирма Тикиашвили уверена: Россия зря отказалась покупать эти вина.
Фото автора

В Грузии в разгаре ртвели – сбор винограда. Урожай выдался отменный: по прогнозам Минсельхоза, винограда ожидается до 250 тыс. тонн – почти на 90 тыс. тонн больше, чем год назад. В то же время в правительстве признают: из-за потери основного – российского – рынка сбыта богатый урожай может обернуться дополнительными проблемами как для виноградарей, так и для виноделов. Грузии нужны новые рынки. Местные виноделы заявляют, что готовы к прорыву.

В советские времена партийные идеологи десятилетиями, как некую страшную тайну, скрывали от народа одну цитату из Карла Маркса. Ту, где основоположник марксизма, не являвшийся, как известно, убежденным трезвенником, благодаря за присланный ему бочонок бургундского, писал своему тестю Жан-Полю Лафаргу: «Человек, который не любит и не пьет вино, вряд ли будет годен на что-либо путное». Для спивавшейся страны это была крамола. И такого Маркса для широкой публики плотно закрыли: одно упоминание «неправильной», по сути, оправдывавшей пагубное пристрастие цитаты классика сулило серьезные неприятности.

В Грузии, а тем более в виноградарской Кахетии, вино и любили, и пили всегда, и почитали. Именно крестом из виноградной лозы грузин еще в IV веке крестила Святая Нино, и этот не похожий ни какие другие крест стал символом Грузинской Православной Церкви.

Кахетия – тоже символ: этот регион по праву считается главным винным погребом Грузии. Семь административных районов на восток от Тбилиси, тысячи гектаров виноградников, 84 винзавода. Ассортимент разливаемых здесь вин такой, что дух захватывает даже у знатока: «Саперави», «Ахашени», «Киндзмараули», «Кахети», «Карданахи», «Алазанская долина», «Напареули», «Цинандали», «Гурджаани», «Мукузани», «Телиани», «Твиши»... Всех брендов – десятки. И все это миллионами бутылок идет в десятки стран ближнего и самого дальнего зарубежья – от соседней Армении до Южной Кореи и Канады. Только вот главного до недавних пор покупателя – России – в этом списке уже нет: весной 2006-го Роспотребнадзор признал их вредными и даже опасными для здоровья. Не какой-то отдельный сорт, не продукцию какого-то отдельного винзавода – все сразу. Потому как никакое это, мол, не вино, а сплошной фальсификат с пестицидами и тяжелыми металлами. И прощать, как аналогично наказанную Молдавию, Грузию, похоже, не собираются. Хотя уже в этом году на двух российских конкурсах именно грузинские вина брали главные призы.

«Нас наказали не за вино». «А нас и не надо прощать, – главный винодел гурджаанского ООО «Алаверди» Мурман Тавидашвили явно сердится. – Во-первых, не за что: никаких пестицидов и тяжелых металлов в нашем вине нет и не может быть по определению – при обработке виноградников используются другие, безвредные препараты, а технология винного производства и система контроля качества такие, что в России и не снились. Как специалист с 46-летним стажем скажу: разговоры о низком качестве грузинских вин – сплошное вранье. Нас наказали не за вино. Просто кому-то в России кажется, что мы не так живем, не туда идем. Вот и нашли, как ударить побольнее».

Посмотреть винзавод «Алаверди» мне посоветовали в республиканском штабе «Ртвели-2007», который в этом году обосновался в райцентре Гурджаани, в симпатичной гостинице «Реби», под боком у возвышающегося над городом и всей долиной памятника знаменитому киношному «Отцу солдата».

Ехать было недалеко – в село Чумлаки, а это фактически пригород Гурджаани. Завод и впрямь хорош: чистота образцовая, все сверкает нержавейкой, повсюду кафель. Технологии, как утверждают заводские специалисты, самые современные, оборудование – сплошь импортное, из стран – лидеров европейского виноделия, контроль качества – жесточайший. А вокруг – 200 га виноградников. Это заводская собственность. Шесть лет назад «Алаверди» так и строился – как единый комплекс, с предельно короткой технологической цепочкой «виноградник–винзавод»: потерь при такой схеме практически нет.

В благополучном 2005 году отсюда в Россию отгрузили свыше 200 тыс. бутылок вина и не без оснований рассчитывали на дальнейший рост российских заказов. Ведь претензий к качеству гурджаанских вин – сухих и полусладких, белых и красных – не было никогда. Напротив, сплошные призы и дипломы с зарубежных, в том числе и российских, дегустаций и конкурсов. Но вместо предполагавшегося роста случилось эмбарго. Да, появляются другие направления, однако освоение новых рынков сбыта здесь, как и вообще по Грузии, идет туго. Впрочем, отразить первые успехи на «Алаверди» уже успели: первое, что бросается в глаза, – шеренга флагов: ЕС, США, Канада, Южная Корея. Это новые адреса поставок здешних вин. Есть и флаг России. Но он здесь не как память о недавнем главном партнере и вовсе не потому, что здесь надеются на скорое возобновление экспорта в Россию: просто владелец винзавода Зураб Гогинашвили – российский гражданин. И он уверен: отношение на Западе к его винам как к диковинке – явление временное. «Российский рынок мы потеряли, похоже, надолго. Что ж, будем брать качеством. В этом году, скажем, я отправлю на экспорт не больше 1000 бутылок моего «Ахашени». Зато какое это будет вино!» – поделился планами владелец «Алаверди».


Телави начинает «премиальную» серию. С упором на качество и с расчетом на новые рынки сбыта работает и телавская компания «Телиани вели» («Телианская долина»). По словам заместителя генерального директора предприятия Георгия Кипиани, в этом году здесь планируется выпустить до 2,5 млн. бутылок вина 22 марок. «Это будут не только наши традиционные вина типа «Телиани» (этот сорт дал название компании) или те же «Мукузани» с «Киндзмараули», но и одна абсолютная для грузинского виноделия новинка – «Саперави нефильтрованное». А это очень дорогой сегмент на мировом винном рынке. Естественно, надеемся на хорошую прибыль от продаж этого вина. Еще будет «премиальная» серия – купаж грузинских и иностранных, в основном французских, сортов: каберне-саперави, шардоне-ркацители, телавские мерло и совиньон-блан. Поставляться эти дорогие вина будут в Европу и в США», – сказал Георгий Кипиани.

Что касается кризиса, вызванного российским эмбарго, то в «Телиани вели», как утверждают его руководители, из него уже выходят, причем с меньшими, чем на других грузинских винзаводах, потерями. «Дело в том, – сказал Кипиани, – что мы уже давно ориентируемся на дальнее зарубежье и сейчас поставляем свое вино уже в 24 страны. К тому же в Россию мы поставляли всего 35% нашей продукции. Наша главная задача в нынешних условиях – прорыв на рынки Запада, в частности на очень перспективный рынок США. Сейчас, скажем, вина нашей компании хорошо принимают в Вашингтоне. Тем самым закладывается база для полноценного выхода на американского потребителя. Думаем, это вполне реально: отзывы на качество наших вин самые благожелательные».

Но в Телави не ставят крест и на российском направлении. Здесь уже подсчитали: вернувшись в Россию, компания «Телиани вели» сможет удвоить общие объемы продаж продукции. «Реальных оснований для столь жестких санкций в отношении Грузии у Роспотребнадзора не было. Нас, скажем, обвинили в поставках фальсифицированного вина. Но ведь, по данным того же «дозапретного» 2005 года, около половины проданного в России грузинского вина к Грузии не имело никакого отношения. Это так называемое вино производилось где-то на российской территории, в третьих странах, но под грузинскими брендами. Ответственности за эту продукцию Грузия не несет – у этих вин не было грузинского сертификата. Так что наказание грузинских вин – мера явно политическая. Надеюсь, в Роспотребнадзоре это тоже когда-то признают», – сказал Георгий Кипиани.

За фальсификацию – статья Уголовного кодекса. Есть в Грузии ведомство, которое знает о грузинском вине практически все. Раньше оно называлось «Самтрестом», теперь это Департамент вина и лозы. И там признают: фальсификат до недавнего времени не был редкостью и на внутреннем рынке. Иначе откуда бы взяться здесь винам типа «Хванчкараули» (по идее, нечто среднее между «Хванчкарой» и «Киндзмараули»), бутылкам «Ахашени», на этикетках которых прямо указывалось: произведено из обычного «Саперави» с добавлением сахара? Да и сейчас в тбилисских магазинах можно купить ту же «Хванчкару» по 5 лари за бутылку (это чуть больше 80 руб.). Дорого? Есть и подешевле – за 3 лари. А ведь это ниже закупочной цены на этот уникальный сорт винограда, растущего только на западе Грузии, в высокогорной Раче. Благо еще никто не рискнул подделывать другую рачинскую диковинку – «Усахелаури». Виноград этого сорта, который и переводится на русский как «не имеющий названия», растет только в двух тамошних селах, собирают его не более 6 тонн в год. Вино потрясающее, но и стоит оно недешево – в тбилисских ресторанах его подают по 150 лари (около 90 долл.) за 350-граммовую бутылочку.

«С фальсификацией вин у себя в стране мы покончим, – уверен глава винного департамента Василий Манагадзе. – Взять хотя бы то, что в Грузии сейчас установлена уголовная ответственность за подобные вольности. Несколько предприятий мы уже закрыли, и кое-кто из наших доморощенных умельцев оказался за решеткой. Контроль за качеством вина, особенно экспортного, будет ужесточаться и дальше, хотя мы считали и считаем, что у России, куда шло до 85% всего нашего винного экспорта, не было объективных оснований вводить запрет». По словам Манагадзе, у Грузии есть шанс занять свою нишу на мировом винном рынке. «Конечно, мы не Франция, не Испания, не Аргентина и не Австралия с их колоссальным винным экспортом и сравнительно низкими ценами. У нас другие козыри: наши сорта винограда, а значит, и вина уникальны», – сказал он.

И в этом смысле, считает Манагадзе, российское эмбарго может сыграть в некотором смысле даже положительную роль в развитии винодельческой отрасли Грузии. «Эмбарго напомнило нашим виноделам, что нельзя останавливаться, что нужно всерьез и постоянно заниматься качеством, ассортиментом выпускаемой продукции. Позиции Грузии на советском, а затем и на российском рынках были слишком комфортны: грузинские вина всегда были и популярны, и доступны по цене, а это создавало иллюзию гарантированности сбыта. После санкций Роспотребнадзора таких иллюзий уже нет», – сказал глава грузинского Департамента вина и лозы.

Топором по лозе. Политические страсти вокруг грузинского вина разгораются и внутри страны. Недавно одна из оппозиционных тбилисских телекомпаний сообщила: нынешний ртвели может стать для многих здешних виноградарских хозяйств последним. Якобы после сбора урожая-2007 в Кахетии начнется массовая вырубка лозы – из-за запредельно низких цен, которые винзаводы платят крестьянам за сдаваемый виноград. Показали даже «пионера» этого диковатого «народного движения» – жителя одного из сел Гурджаанского района, машущего топором на собственном винограднике. К счастью, это было всего лишь телешоу: сразу после отъезда съемочной группы тот свой топор тут же убрал подальше.

Этого добровольного рубщика лозы не поддержали ни в Гурджаани, ни в других кахетинских районах. Как сказал «НГ» один из местных виноградарей, закупочные цены действительно могли быть и повыше, «но топором по лозе – это уже слишком». «В Кахетии, как и по всей Грузии, вино нужно и на поминках, и на свадьбе. Так уж у нас повелось: без вина – никуда. Но из-за денег хвататься за топор – я этого не понимаю. Нормальный человек не может так предать лозу. Она ведь живая». – Васо-бидзия (дядя Вася, если по-русски) пожимает плечами.

А вот министр сельского хозяйства Грузии Петрэ Цискаришвили уверен: подобные акции оплачиваются тбилисской оппозицией. «В последнее время в Кахетию зачастили наши тбилисские авантюристы-провокаторы из тех политических сил, которые пытаются подбить местных крестьян на подобное варварство и потом подать это как «рост недовольства населения политикой президента Саакашвили». Ради дополнительных политических очков эти люди готовы дискредитировать свою страну и такими безумными акциями хоть чуточку порадовать наших врагов, придумавших для наказания Грузии это винное эмбарго», – считает глава Минсельхоза.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
691
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2426
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1620
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1247

Другие новости