Последние несколько лет на пространстве СНГ наблюдается резкий рост интеграционных процессов. Многие постсоветские государства как бы опомнились и начинают наверстывать упущенное за кризисные 90-е годы. Особенно успешно развивается экономическая интеграция, одним из моторов которой стало Евразийское экономическое сообщество, договор об учреждении которого был подписан 10 октября 2000 года.
Конечно, не следует идеализировать ЕврАзЭС. Еще очень многое предстоит сделать на пути эффективной евразийской интеграции. Однако эта организация является, несомненно, большим шагом вперед в верном направлении. Что же она представляет собой? Фактически Евразийское экономическое сообщество стало правопреемником Таможенного союза. Это четко структурированная система с жестким механизмом принятия и реализации решений. В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Членами ЕврАзЭС с момента его образования являются пять государств – Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим государствам был предоставлен статус наблюдателя. В 2003 году была удовлетворена аналогичная просьба Армении. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан.
Основными направлениями деятельности сообщества являются транспорт, энергетика, трудовая миграция и развитие агропромышленного комплекса. Эффективная работа по этим направлениям означает решение многих социально-экономических проблем – как доставшихся в наследство от Советского Союза, так и порожденных вызовами сегодняшнего дня. Это решение проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока, упрощение таможенных процедур, создание транснациональных транспортно-экспедиционных корпораций. Большие перспективы сулят совместное освоение гидроэнергетических комплексов Центральной Азии, решение проблемы снабжения электроэнергией и водопользования. Значительное внимание уделяет ЕврАзЭС социальной защите мигрантов, созданию действенной системы регулирования и контроля за миграцией трудовых ресурсов, борьбе с сопутствующей миграции преступностью, решению налоговых проблем.
Отдельным направлением деятельности сообщества является аграрно-промышленный комплекс. Сообщество способствует согласованию сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС, формированию единого продовольственного рынка стран сообщества, сокращению издержек на транспортировку, хранение, реализацию сельскохозяйственной продукции, образование новых рыночных институтов в этой сфере.
Традиционно считается, что доминирующую роль в ЕврАзЭС играет Россия. Сегодня, однако, это не вполне верное утверждение. Партнеры РФ все чаще начинают заявлять о себе как о весьма перспективных центрах экономической мощи. В связи с этим нельзя не отметить все возрастающую роль Республики Казахстан, которая является примером успешного развития на постсоветском пространстве. Достаточно сказать, что по объему ВВП эта страна превосходит остальные республики Центральной Азии вместе взятые и в пересчете на душу населения превосходит украинские показатели. Поэтому не случайно 6 октября 2007 года новым генеральным секретарем ЕврАзЭС назначен представитель Казахстана Таир Мансуров. Об этом на заседании межгосударственного совета организации сообщил президент России Владимир Путин. Как отметил российский лидер, «этот человек с большим опытом, его хорошо знают в России, он восемь лет был послом Казахстана в России. В последнее время он возглавлял один из регионов Казахстана». Следует отметить, что назначение представителя Казахстана на пост генерального секретаря ЕврАзЭС имеет отнюдь не символическое значение. Это признание членами сообщества больших успехов социально-экономического развития РК. Впервые казахстанский чиновник возглавил одно из интегрированных объединений на постсоветском пространстве. И если Астана и в дальнейшем будет демонстрировать такие успехи, рост ее влияния в международных организациях продолжится.