Тбилисский городской суд вынес решение об изменении меры пресечения в отношении экс-министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили, приговоренного к двухмесячному предварительному заключению за причастность к ряду преступлений. Он может выйти на свободу под залог в 10 млн. лари (около 6 млн. долл.).
Свободу свою Ираклий Окруашвили выкупил не столько частичным признанием выдвинутых против него обвинений в служебной халатности, вымогательстве, отмывании денег и взяточничестве, сколько отказом от собственных обвинений в адрес президента Михаила Саакашвили. В воскресенье еще недавно подконтрольный ему телеканал «Рустави-2» продемонстрировал запись допроса, в ходе которого Окруашвили признал неспособность доказать факт указания президента ликвидировать предпринимателя Бадри Патаркацишвили. «Я сделал это ради политических дивидендов», – сказал бывший министр обороны. Теперь, по словам заместителя генерального прокурора Грузии Ники Гварамия, он признал и другие обвинения клеветническими.
«НГ» уже писала, что 25 сентября экс-министр обвинил президента в лоббировании интересов своей семьи при заключении крупных финансовых сделок, в подготовке силового решения грузино-осетинского конфликта, в разработке плана раскола Грузинской православной церкви, в заказе убийства Бадри Патаркацишвили, а также подверг сомнениям официальную версию гибели премьер-министра Зураба Жвании. «Генпрокуратура учла общественный интерес и ходатайство адвоката экс-министра и возбудила уголовное дело по этим обвинениям против президента. В ходе вчерашнего допроса Окруашвили было предложено аргументировать обвинения, предъявленные им президенту. Окруашвили сказал, что сделанные им в СМИ заявления служат одной цели – получению политических дивидендов», – заявил Ника Гварамия в понедельник на специальном брифинге. Он сообщил, что согласившийся сотрудничать со следствием Окруашвили выйдет на свободу после внесения залоговой суммы, и это не означает, что уголовное дело против него будет прекращено.
Между тем адвокат Ираклия Окруашвили Эка Беселия сообщила журналистам, что администрация изолятора не разрешила ей встретиться с подзащитным и высказала уверенность, что новые показания он давал под давлением. Очевидно, подобный поворот стал для нее неожиданностью – в понедельник утром в интервью радиостанции «Имеди» («Надежда») она рассказала, что Окруашвили отказывается от положенных ему прогулок и из-за постоянного нахождения в тускло освещенной тюремной камере стал испытывать проблемы со зрением.
В растерянности и грузинская оппозиция, объединившаяся после ареста Окруашвили в движение «Грузия без президента». Впрочем, один из лидеров авторитетной Республиканской партии, вошедшей в этот альянс, Ивлиан Хаиндрава, ситуацию не драматизирует. «Окруашвили никогда не был нашим героем. Отказом от обвинений он нанес удар по собственной партии «За единую Грузию». Те вопросы, которые он поднял в своем выступлении, давно витали в обществе, но в устах человека, некогда приближенного к президенту, приобрели особую тревожность. То, что он отказался от обвинений в адрес Саакашвили, положения дел не меняет: Жвания не воскрес, шрамы избитого депутата Гелашвили не исчезли, и вообще – известно, как происходит отказ от чего-либо в тюремных условиях, – подождем, когда он выйдет на свободу. В любом случае общество по-прежнему ожидает ответов властей на вопросы, и они должны быть весомее, чем отказ находящегося в тюрьме Окруашвили от выдвинутых им обвинений», – сказал Хаиндрава «НГ». По его мнению, поворот в деле экс-министра не означает, что коалиция «Грузия без президента» прекратит свое существование, поскольку ее задача – государственное переустройство страны, а не изгнание Саакашвили из власти.