В Молдавии на днях создано движение, которое провозгласило своей основной целью отгородиться от Приднестровья, чтобы в максимально короткие сроки присоединиться к Европейскому Союзу. Однако некоторые европейские эксперты полагают, что у ЕС имеются серьезные резоны для того, чтобы торпедировать эту инициативу.
Основатель нового движения бывший советник президента Молдавии Сержиу Мокану, презентуя новый проект «Стратегия для Молдавии», заявил: «Чтобы Молдавия успела на последний, балканский, поезд в ЕС, необходимо, чтобы власти республики отсекли приднестровскую проблему, сделали приоритетом европейскую интеграцию, а не реинтеграцию Молдавии».
По мнению Мокану, «нужно признать, что Приднестровье не является составной частью Молдавии, отказаться от этого балласта. У граждан Молдавии больше родственников в Италии, нежели в Приднестровье. Если мы не осуществим эти предложения, наши граждане будут сами интегрироваться в Евросоюз, а молдавские руководители останутся единственными гражданами этой страны». По его словам, новое «течение получит поддержку большинства населения».
Комментируя для «НГ» проект Мокану, руководитель программ СНГ и России Германского совета по внешней политике Александр Рар, вспомнил ситуацию начала 1990-х годов, когда Чехословакия, в которой имелись противоречия между Чехией и Словакией, не смогла вступить в ЕС. Только после «цивилизованного развода» две составлявшие ее республики, Чехия и Словакия, по отдельности вступили в ЕС.
Однако в случае Молдавии и Приднестровья ситуация прямо противоположная. «Запад не даст молдаванам так просто отделиться от Приднестровья», – полагает Александр Рар. По мнению немецкого эксперта, здесь мы вновь встречаемся с политикой двойных стандартов. Одно дело – прозападное Косово, а другое – пророссийское Приднестровье, с достаточно большими индустриальными мощностями, теснейшим образом связанное с Москвой, в котором естественно останется российская армия.
В случае отделения Приднестровья от Молдавии и присоединения последней к ЕС, у границ Европейского Союза возник бы сильный пророссийский анклав с неопределенным статусом. «Я не думаю, что кому-то на Западе понравилось бы, чтобы на востоке Европы возникло такое государство», – сказал Александр Рар «НГ». Косвенным подтверждением такой позиции ЕС по Молдавии служат слова федерального министра экономики и технологий Германии Михаэля Глоса, который во время своего недавнего официального визита в Молдавию, на встрече с премьер-министром Василием Тарлевым заявил, что его страна «выступает за скорейшее восстановление территориальной целостности республики Молдавия».
Формально, конечно, запретить молдаванам и приднестровцам разойтись никто не может. Больше того, «в ЕС найдется множество поклонников этой идеи, но так просто реализовать ее не дадут». По словам Рара, «во всей политике Запада просматривается такой приоритет, как недопущение появления новой российской империи». Но такой анклав на востоке Европы, как независимое Приднестровье, будет усиливать Россию. По этой причине «против идеи отделения Приднестровья от Молдавии будут пущены в ход мощные инструменты».